$ 39.59 € 42.26 zł 9.8
+10° Київ +7° Варшава +20° Вашингтон
О чем молчит ГПУ: Луценко представил результаты годовой работы ведомства

О чем молчит ГПУ: Луценко представил результаты годовой работы ведомства

25 Травня 2017 12:49

24 мая Рада заслушала первый отчет о деятельности ГПУ за год полномочий Генерального прокурора Луценко. Доклад получился эмоциональный и яркий, с иллюстрациями внушительных цифр и громких заявлений, как и подобает опытному политику. Именно политику, потому что Луценко – фигура политическая и на должности высшего государственного обвинителя пребывает без профильного юридического образования и необходимой прокурорской практики, к слову.

Возможно, поэтому результаты его работы вызывают столько вопросов и среди парламентариев, и в обществе. Чтобы не звучать голословно, пройдемся по ключевым тезисам о деятельности Генеральной прокуратуры под его началом.

Дело госизмены Януковича


Инициирование заочного судебного процесса с обвинением в государственной измене над беглым экс-президентом Януковичем Луценко считает наибольшим успехом своей команды:

«Самым большим достижением этого года я считаю завершение следствия и начало судебного процесса над Януковичем. Это дело касается обвинения Януковича в государственной измене. И это – только первый шаг. Янукович был символом зла и для Майдана, и для Украины. Теперь я доказываю в суде этот факт юридически»



Если отбросить политический окрас его речи и заигрывание с обществом в справедливый суд над главным преступником Украины, что мы имеем?

Как считают эксперты и юристы, дело госизмены Януковича – громкая политическая акция при слабой доказательной базе. Как аргумент, приводится задокументированный факт обращения к Путину с просьбой ввести войска в Украину в марте 2014 года. И это весомое доказательство преступления против собственной страны и народа. Но при этом не упоминается, что на момент этого обращения, Рада уже лишила Януковича должности президента. Выходит, что беглый экс-чиновник может быть привлечен к ответственности за госизмену в лучшем случае как частное лицо, но не как президент государства.

https://www.youtube.com/watch?v=6x-yMHpgBPs

По такому же принципу, по статье государственной измены должны пройти сотни беглецов, а то и тысячи соучастников – всех тех, кто открыто или косвенно перешел на сторону противника или содействовал в сепаратизме. Так где же все эти уголовные преследования? Где же фигуранты этих дел? Почему по ближайшему окружению Януковича – Богатыревой, Арбузову, Азарову, Курченко, Лукаш, Пшонки, кланов Левочкиных, Клюевых и тд – нет никаких реальных подвижек? Производство дел или остановлено, или даже не открывалось. Относительно ряда лиц, тех же Богатыревой, Арбузова, Азарова – есть разрешения на заочное осуждение, но материалы дел в суды так и не переданы спустя год. А исключение из розыска Интерпола того же Януковича и ко – следствие чего? Результативной работы Генпрокуратуры? Едва ли.

Возврат в казну 40 млрд грн



«И я уверен, что мы сможем осудить Януковича так же, как сделали и прокуроры, которые, не побоявшись мести мафии, вернули 40 млрд гривен в государственный бюджет»



Безусловно, цифра ошеломляющая и убедительная. Но даже среди соратников Луценко по партиям БПП и НФ бытует мнение, что возврат этих денег проходил таким же «законным» путем, как и их воровство. Причем решить вопрос возврата этих средств государству главному обвинителю удалось за очень короткое время. Остается понять, почему многие другие скандальные дела о хищении с участием высших экс- и действующих чиновников – Иванющенко, Курченко, Бойко и др - остаются без внимания ГПУ годами?

«Многомиллионные» достижения


На слайдах, представленных Луценко в Раде, было много и других красивых цифр.

«Если взять результаты деятельности за год и поделить их на дни, все без исключения с выходными – мы можем сказать, что новая прокуратура приносила ежедневно в государственный бюджет 142 млн гривен. Три коррупционера в день передаются в суд, 200 гектаров земли возвращается общинам ежедневно, 180 млн от Burisma Злочевского, 300 млн гривен от табачного монополиста TEDIS...»



На правах гражданина Украины и доступа к информации о тратах госбюджета, хотелось бы поинтересоваться, на какие статьи расходов идут возвращаемые в таких масштабах деньги? И почему покрытие многих социальных трат систематически осуществляется с помощью прогрессирующего обесценивания национальной валюты? Если ГПУ смогла вернуть 52 млрд гривен в госказну за год, как утверждает Луценко, куда были направлены эти средства? Я думаю, общественность имеет право знать дальнейшую судьбу этих денег, учитывая, что они – народные и получены от налогоплательщиков.

Были и другие громкие заявления и цифры – и про честных прокуроров, которые отказываются от многотысячных валютных взяток, и про сотни открытых судебных дел против коррупционеров, и про значимые достижения в сложных расследованиях, и про кадровые реформы ГПУ  – все для иллюстрации эффективности работы главного обвинительного ведомства под руководством Луценко. Рада несколько раз даже аплодировала докладчику. Не удивительно, ведь за спиной Генпрокурора – богатое политическое прошлое и завидные амбиции на будущее.

Примечательно, что в день выступления в парламенте, по Украине в разных регионах прокатилась волна обысков и задержаний. Коррупционеров крутили прямо на местах и грузили вертолетами на Киев. Получилась очень яркая картинка для СМИ и общественности – видимость активной работы ГПУ на лицо. Но в этом и проблема – демонстрация бурной деятельности без ощутимых результатов по действительно резонансным делам. Могут ли политический пиар и предвыборный популизм, коими грешит каждый амбициозный политик, быть аргументами реальной оценки работы главного обвинительного ведомства страны? Вопрос, на который Юрий Луценко дает неверный ответ.

 

Мария Гелюх