$ 38.08 € 41.49 zł 9.64
+8° Київ +3° Варшава +16° Вашингтон
Юрий Гаврилечко: Одновременный всплеск глобального экономического кризиса в 2020-м году маловероятен, - интервью

Юрий Гаврилечко: Одновременный всплеск глобального экономического кризиса в 2020-м году маловероятен, - интервью

16 Грудня 2019 09:55

На протяжении последних нескольких лет аналитики регулярно предупреждают о высокой вероятности нового глобального экономического и финансового кризиса. О причинах и факторах, которые могут спровоцировать такой кризис, а также о том, как он повлияет на ситуацию в Украине, в эксклюзивном интервью UA.News рассказал экономический обозреватель, эксперт «Украинской фабрики мыслей» Юрий Гаврилечко.

Первую часть интервью читайте здесь.

Недавно Европейский центральный банк представил масштабный пакет мер стимулирования экономического роста. Помогут ли эти меры предотвратить кризис в Еврозоне?

Юрий Гаврилечко: Среди этого пакета мер есть как минимум две меры, которые будут усугублять кризис в будущем – это количественное смягчение и отрицательная учётная ставка. То есть, для виртуального рынка, это какое-то чудо, но для реального сектора, это временное послабление с последующим очень серьёзным ударом.

Выпуск ничем не обеспеченных денег в ближайшее время приведёт к тому, к чему он приводил всегда: к попыткам увеличить фискальную нагрузку и снизить социальные платежи, чтобы каким-то образом «вытащить» из экономики реальные деньги, перекрыв вброс в неё фальшивых денег. Вы заметили, что абсолютно во всех европейских странах за последние 10 лет прокатилась целая волна масштабных акций протеста против роста фискальной нагрузки? Последние и самые известные из них – это «жёлтые жилеты» во Франции.

Так вот, именно рост фискальной нагрузки и соответственно, снижение социальных гарантий – это следствие предыдущих попыток исправить ситуацию с помощью количественного смягчения. Но это не поможет, поскольку делать нужно всё строго наоборот. То есть, изымать деньги из финансового сектора и вбрасывать их в сектор реальный. Снижать налоговую нагрузку на население и существенно увеличивать эту налоговую нагрузку на финансовый сектор. Вплоть до той, какую сейчас имеют игорные заведения.

И всё же, где вероятнее всего может возникнуть эпицентр нового пика кризиса – США, ЕС, Китай, либо какая-то другая страна, возможно регион мира?

Юрий Гаврилечко: Сложно сказать однозначно, поскольку в разных странах кризисы имеют разную природу. Самый простейший вариант кризиса может возникнуть, если Китай решит отказаться от ничем не обеспеченной «резаной бумаги» в обмен на свои товары. Это спровоцирует острый кризис, причём общемировой. При этом Китаю такая ситуация особо ничем не грозит, но Европе и США будет очень тяжело. Эти страны не могут в каком-либо обозримом будущем заменить товары собственного производства, которые получают из Китая. Следовательно, Вашингтон и страны ЕС будут вынуждены пойти на пересмотр своих отношений с Пекином и предложить ему что-то ещё в обмен на китайские товары. Это самый простой сценарий нового пика кризиса и то, чем Китай вполне уже может шантажировать как ЕС, так и США. Будет он это делать, или нет, это другой вопрос. Но при желании, сделать может.

«Самый простейший вариант кризиса может возникнуть, если Китай решит отказаться от ничем не обеспеченной «резаной бумаги» в обмен на свои товары. Это спровоцирует острый кризис, причём общемировой. При этом Китаю такая ситуация особо ничем не грозит, но Европе и США будет очень тяжело»

Юрий Гаврилечко

экономический эксперт


Может ли возникнуть пик кризиса в США? Маловероятно. Повторюсь, что в 2020-м году в стране ожидаются президентские выборы и как бы между собой не конкурировали демократы с республиканцами, ввергать страну в очередной этап кризиса, не совсем разумно и вряд ли они на это пойдут.

Демократы, имея сегодня большинство в обеих палатах парламента, конечно могут попытаться искусственно организовать такой кризис, но он пойдёт исключительно на пользу республиканцам. Дональд Трамп уже показал, что его экономическая программа сработала – безработица в США сегодня на самом низком уровне за последние 20 лет. Экономика выросла, создалось достаточное количество рабочих мест. Если всё это обвалится из-за действий демократов, можно представить, какую поддержку Трамп получит на выборах. То есть, демократам это невыгодно. С другой стороны, республиканцы также не заинтересованы развивать подобный кризис – зачем им «топить» свой рейтинг? В чём ни в чём, а в неадекватности их пока что сложно заподозрить.

Что касается Европейского Союза, то здесь ситуация сложнее, поскольку в отличие от США, там нет единого центра принятия решений. Именно это отсутствие единого центра и бережёт Европу от каких-либо от резких кризисов. Если в ЕС возникают кризисные процессы, то они проходят там по нарастающей и постепенно, ведь различные институты, конкурируя между собой, не позволяют очень быстро чему-то обвалиться.

Так что, в 2020-м году возможен не единовременный кризис по всему миру, а серия незадач, которая либо будет демпфирована с помощью локальных военных конфликтов, либо примет какую-либо иную форму.

В 2019-2021 годах в Украине ожидаются пиковые нагрузки по погашению и обслуживанию государственного долга. Может ли эти спровоцировать кризис в середине страны?

Юрий Гаврилечко: Я считаю, что в нашей стране кризис может возникнуть по другой причине. Сегодня Верховная Рада и Кабинет министров делают всё возможное, чтобы дестабилизация произошла даже независимо от того, что будет происходить в мире. В частности, это принятие законопроекта о распродаже земли, планы по приватизации остатков государственной собственности. Это и постоянно возникающие законопроекты, которые усиливают полномочия различных правоохранительных органов для осуществления абсолютно незаконных действий и снижению ответственности за них. Это также полное игнорирование катастрофы в жилищно-коммунальном секторе, которая уже началась и продолжается.

«Нынешняя власть делает всё возможное, чтобы в Украине кризис был максимально проявленным и это слабо связано с глобальными процессами. Внешние условия могут стать определённым «спусковым крючком», но не главной причиной дестабилизации внутри страны»

Юрий Гаврилечко

экономический эксперт


Какие ещё факторы могут привести к пику кризиса в финансовой сфере Украины? Насколько высока угроза ослабления нацвалюты?

Юрий Гаврилечко: На падение гривны, в первую очередь, может повлиять фиксация прибыли спекулянтов, которые сюда зашли, рассчитывая получить от 20 до 35% годовых на облигациях внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Как только эти деньги начнут выводиться из страны, падение курса гривны будет неизбежным. А средства будут выводиться, потому что наивно рассчитывать, что Украина в течение длительного времени способна при укрепляющейся гривне и падающем промышленном производстве, а также постоянным недополучением плановых налоговых платежей, обеспечивать эти самые 20% годовых. Мне кажется, что настолько глупых спекулянтов не существует.

Напомню, что по прогнозам правительства и Всемирного банка, рост экономики в 2020-м году ожидается в диапазоне от 3,3% до 3,8%, а среднегодовой купонный доход от ОВГЗ – 17,5%. Скажите, если ваша выручка увеличилась, допустим, на 4%, вы можете погасить кредит, взятый под 17,5%? Нет. Вот и всё, здесь не нужно быть экономистом, чтобы понимать, что такая ситуация не может длиться долго, потому что экономика не обеспечивает возможности возврата этих денег. Следовательно, возможности возврата этих средств, они очень чётко коррелируют с объёмом золотовалютных резервов (ЗВР). Пока эти ЗВР не будут исчерпаны, по крайней мере хотя бы в теоретическом виде, сюда будет заходить этот спекулятивный капитал. Но как только спекулянты поймут, что даже при полном исчезновении ЗВР, они обратно свои деньги не получат, вот тогда они начнут очень оперативно выводить средства из Украины.

Рассчитать это несложно, достаточно взглянуть на данные Госстата или Нацбанка и таможни по внешнеторговому балансу Украины. За 9 месяцев текущего года, мы имеем минус $7-8 миллиардов, значит на конец года, будет минус $10-11 миллиардов. Пока что это перекрывалось финансовыми услугами, но последние данные, которые я видел по итогам 10 месяцев, общий дефицит по торговому и платёжному балансу, составлял около $1 миллиарда. То есть, Украина не может перекрыть этот дефицит даже внешними кредитами, а начинает перекрывать уже внутренними.

Может ли спровоцировать пик кризиса и дестабилизацию попытки Игоря Коломойского реприватизировать «ПриватБанк», а также затягивание по этой причине утверждения МВФ новой программы кредитования для Украины?

Юрий Гаврилечко: На самом деле ситуация выглядит противоположно той информации, которая подаётся в большинстве СМИ и от имени Национального банка. Возврат «ПриватБанка» в частные руки вызовет стабилизацию на рынке, а отсутствие «учётных записей» от МВФ, будет способствовать более низкому курсу гривны.

Если взять и наложить друга на друга два графика – первый, это получение, условно говоря, ресурсов от МВФ, а второй – это колебания курса гривны, вы с удивлением для себя обнаружите, что через несколько месяцев после получения Украиной траншей, курс гривны падал. А в период, когда Украина не сотрудничала с МВФ, курс гривны оказывался стабильным и даже укреплялся. И всё это происходило в течение последних 25 лет, начиная с 1994 года.

«Возврат «ПриватБанка» в частные руки вызовет стабилизацию на рынке, а отсутствие «учётных записей» от МВФ, будет способствовать более низкому курсу гривны»

Юрий Гаврилечко

экономический эксперт


На сайте МВФ можно посмотреть, когда эти транши предоставлялись, а на сайте Национального банка взять информацию по курсу гривны, и построить два графика. Результат будет очевидным.

Но большинство экспертов, НБУ и правительство наоборот, подчёркивают, что Коломойский и Геннадий Боголюбов занимались махинациями, и на момент национализации в декабре 2016 года, в банке организовалась «дыра» в 150 миллиардов гривен. Почему Вы считаете, что возврат банка в частные руки стабилизирует ситуацию?

Юрий Гаврилечко: Эта ситуация похожа на известный афоризм: «Миллионы мух не могут ошибаться». Вы не найдёте никаких доказательств того, что национализация «ПриватБанка» была вынужденной. При этом те, кто об этом говорят, ссылаются на отчёт детективного агентства Kroll. А вы этот отчёт видели? Не видели и не увидите, потому что такого отчёта не существует. Есть только девятистраничная презентация на сайте Нацбанка от имени Kroll. Но самого отчёта физически не существует. Поэтому все разговоры о том, что в банке была какая-то «дыра», это ничем не подтверждённый фейк.

Национализация «ПриватБанка» было исключительно политическим решением. Можно как угодно относиться к Игорю Коломойскому, но финансовые показатели работы банка в частных руках, выглядели намного лучше, чем после его национализации.

Может ли новый экономический кризис быть искусственно спровоцирован группами интересов и лоббистами путём перераспределения финансовых ресурсов на глобальных рынках?

Юрий Гаврилечко: Мне сложно оценивать вероятность такого сценария. Это вопрос скорее из области конспирологических теорий.

Даже если теоретически допустить такую возможность, вопрос состоит в том, кто и что сможет заработать на таком искусственном кризисе. В мире существует по меньшей мере около 200 организаций, капиталы которых настолько велики, что выходят за границы рационального понимания, что делать с этими деньгами. Здесь мы из сферы экономики вторгаемся в область «теории игр». Ведь люди, которые полностью обеспечили все свои мыслимые потребности в соответствии с «Пирамидой Маслоу», начинают «играть» с деньгами. Они их не инвестируют, не используют и не вкладывают – они просто ими «играют». Поэтому дать чёткий ответ на этот вопрос, может специалист по «теории игр», а не экономист или политолог.

Валерий Савицкий