$ 39.67 € 42.52 zł 9.86
+10° Київ +9° Варшава +13° Вашингтон

Почему Иран и США устроили фейерверк вместо Армагеддона

Олег Бесараб 09 Січня 2020 15:58

Почему Иран и США устроили фейерверк вместо Армагеддона


Ближневосточный кризис, начавшийся после убийства иранского генерала Кассема Сулеймани, достигший кульминации во время странной ракетной атаки американских баз, завершился умиротворяющим обращением Трампа к нации. Оставив экспертам гадать, что это было, и кто из в этой ситуации вышел победителем.

Начало кризиса было вполне в стиле Трампа, пишет Politico. Он начал с агрессии, а затем отступил так далеко, что стал напоминать своего предшественника, «голубя мира» Обаму. В течение всего лишь 24 часов Трамп перешел от угрозы опустошить Иран и разбомбить его культурные объекты - шаг, который назвали военным преступлением и осудили в том числе республиканцы, - чтобы в конце спокойно выступить с взвешенным заявлением о введении экономических санкций в отношении Ирана. Налицо был классический Трамп: сначала его администрация действовала жестко, усугубляла ситуацию, загоняла себя и противника в тупик, а затем искала пути к отступлению. Аналогичным же образом все происходило в отношениях Трампа с Китаем, Северной Кореей, и по ряду внутриамериканских проблем.


Такие политические кульбиты вызывают головокружение как у противников, так и союзников Трампа, которые все еще пытаются понять президента в конце третьего года его пребывания в должности. А некоторые и уже и не пытаются, и сейчас в Конгрессе готовятся резолюции, которые ограничивают право Трампа в применении силы. И если подготовка резолюции в нижней палате, контролируемой демократами, никого не удивила, то в Сенате против Трампа выступили его же сопартийцы. Два сенатора-республиканца заявили, что дадут свои голоса за ограничение решений президента, который, провоцируя войну, выходит за рамки своих конституционных полномочий.

[blockquote_with_author]А убийство Сулеймани стало еще одним аргументом для тех, кто утверждает, что спонтанные решения Трампа напрямую угрожают национальной безопасности[/blockquote_with_author]

«Президент едва избежал ненужной войны», - считает Венди Шерман, бывший заместитель госсекретаря по политическим вопросам при президенте Бараке Обаме и ведущий переговорщик по иранской ядерной сделке. «Президент является одновременно поджигателем и пожарным. Он поджег мир, когда покинул ядерную сделку, а затем, когда решил убить Кассема Сулеймани. Теперь он хочет быть пожарным и сказать: «Я со всем этим справился». Однако в итоге он лишь отложил решение главной проблемы – ядерной программы Ирана - на будущее, себе или своему преемнику.

[blockquote_with_author]И результатом правления Трампа может стать обладающий ядерными бомбами Иран, как Северная Корея при президенте Обаме[/blockquote_with_author]

И не известно, удалось бы Трампу завершить кризис умиротворяющей речью, если бы он не нашел понимания со стороны Ирана. Его бескровная атака на американские базы стала лучшим выходом для обеих сторон. Однако Тегеран также выходит из кризиса проигравшим, считает Джеймс Джей Карафано, вице-президент Heritage Foundation и руководитель исследовательского центра по вопросам национальной безопасности и иностранных дел.

В Тегеране, казалось бы, нашли наиболее приемлемый вариант «мести» за убийство национального героя, решив устроить фейерверк вместо Армагеддона. Для ракетного удара против баз США использовались далеко не самые эффективные в иранском арсенале ракеты «Фатех», американцев загодя предупредили через правительство Ирака о готовящемся обстреле, чтобы они спрятали в бомбоубежища персонал. Результатом удара стал поврежденный вертолет, рулежные дорожки и пара ангаров. После нападения представители иранских властей быстро объявили, что атака завершена и что если Соединенные Штаты не нападут на иранскую территорию, то инцидент можно считать исчерпанным.

При этом внутри страны муллы рассказывали о горах трупов убитых американцев. На государственном телевидении транслировались видеоролики старых, более впечатляющих ракетных ударов, людей выводили на демонстрации, а верховный лидер выступил с речью. Однако вместо того, чтобы помочь муллам сохранить лицо, эта постановка может сыграть с ними злую шутку.

Во-первых, Иран напал на суверенную территорию Ирака. Удар предназначался для баз, укомплектованных гораздо большим количеством иракцев, чем американцев.

[blockquote_with_author]Для многих иракцев, которые не хотят, чтобы их страна стала колонией Ирана, нападение станет дополнительным аргументом[/blockquote_with_author]

Голосование в иракском парламенте, приказывающее американским силам уйти, было абсолютно символическим. Когда дела пойдут плохо, никто не захочет, чтобы США уходили.

Во-вторых, ракетная атака не была единственным шагом Тегерана. Она последовала за заявлением президента Хасана Рухани о выходе из ключевых положений соглашения 2015 года об ограничении ядерной программы. Это решение будет только способствовать дальнейшей изоляции режима. Страны региона будут еще более осторожно относиться к иранской агрессии. Европейцы уже теряют терпение в отношениях с Тегераном. Все, что могут сделать поддерживающие Иран русские и китайцы, это призвать к сдержанности и деэскалации.

Между тем, иранская экономика лежит в руинах и все еще возможны новые протесты против режима. Смерть Сулеймани, похоже, не обладает той консолидирующей силой, на которую надеялись власти, массовые похоронные марши были в значительной степени искусственно организованными.

Кроме того, если иранцы хотят добиться успеха в противостоянии со США, они должны понимать, что все их усилия и неудачи не влияют на действия Трампа и не наносят ему политического ущерба . Так что же будет делать Иран?

Иранские власти могли стерпеть унижение после убийства Сулеймани и переждать до выборов в США, надеясь, что там придет к власти новая и более гибкая администрация. Они могли бы проявить более безрассудную агрессивность, рискуя при этом сделать Трампа еще более популярным, однако будучи реалистами, не рискнули ввязываться в открытую войну со США. У них нет пути к облегчению санкций без переговоров, но эти переговоры потребуют крупных уступок от мулл - особенно горькой пилюли в данный момент. И теперь, когда улеглась пыль от устроенного фейерверка, Тегеран остался перед выбором из множества плохих краткосрочных решений.

Напомним, 3 января американские военные нанесли авиаудар по автомобилю возле аэропорта Багдада, в котором ехал командующий иранского спецподразделения «Кудс» Кассем Сулеймани и командующий движения иракских шиитов Абу Махди аль-Мухандис. Их Вашингтон обвинил в нападении на посольство США в Багдаде.

Дональд Трамп заявил, что Касема Сулеймани убили, «чтобы остановить войну, а не начать ее». Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи пообещал отомстить США за убийство генерал-майора Корпуса стражей исламской революции Сулеймани.

Парламент Ирака принял резолюцию с призывом к правительству вывести иностранные войска с территории страны после убийства иранского генерала Кассема Сулеймани. Государственный департамент США заявил, что Штаты разочарованы решением Ирака и ожидает объяснений.

США в понедельник, 6 января, отказались выдать визу министру иностранных дел Ирана Мохаммад Джаваду Зарифа, который собирался отправиться на заседание Совета Безопасности ООН, запланированное на четверг, 9 января.

В среду, 8 января, войска Ирана нанесли вторую волну ударов по американским объектам. Первая волна ударов из десяти ракет была нанесена в тот же день по военно-воздушной базе Айн аль-Асад на западе Ирака, на которой находятся военнослужащие США.

Меджлис Ирана в ходе открытого заседания принял решение о внесении Пентагона в иранский «список террористических организаций».

Власти Ирана заявили, что рассматривают 13 вариантов ответа США за убийство в Ираке командующего иранским спецназом Аль-Кудс генерала Касема Сулеймани, днако выбранный не стал обещанным кошмаром для США.