$ 38.08 € 41.49 zł 9.64
+10° Київ +8° Варшава +18° Вашингтон

Силиконовой долины сейчас бы не было, если бы не одна компания

Силиконовой долины сейчас бы не было, если бы не одна компания

24 Березня 2021 14:51


На самом деле, силиконовая долина это неправильное название. Правильно говорить - Кремниевая долина. Silicon в переводе с английского значит «кремний».

Кремний это основное сырье необходимого для производства полупроводников. И долина была центром полупроводниковой отрасли США.


Центральное значение в появлении этой отрасли сыграла компания Fairchild Semiconductor. Именно они сделали ставку на кремниевые полупроводники, хотя то время было популярно производство полупроводников на основе «германия»

Со временем эта компания стала поставщиком полупроводников для стратегического бомбардировщика B-70, баллистической ракеты Minuteman и космического корабля Apollo, который отправили на Луну.

А так же кузницей талантов. Основатели Intel и AMD, двух крупнейших компаний по производству полупроводников, были выходцами из Fairchild.

Без преувеличения можно сказать, что Fairchild создала Кремниевую долину.

Потому абсолютно неудивительно, что во время торговой войны США и Японии в 80-ых, американское правительство не разрешило японской компании Fujitsu купить Fairchild. А ситуация вокруг покупки этой компании японцами стала причиной появления закона и организации по контролю за иностранными инвестициями в США.

Эту историю мало кто знает. И давайте я расскажу о ней.

В 1979 компания Schlumberger «Шлюмберже» приобрела производителя полупроводников Fairchild Semiconductor за 425 млн дол. Это была хоть высокотехнологичная, но убыточная компания, которая выживала за счёт продажи авторских прав на свои патенты, по которым к тому же скоро истекал срок действия.

К сожалению, все попытки сделать ее успешной потерпели крах и компания продолжала оставаться убыточной. В конечном итоге, Шлюмберже приняла решение избавится от убыточного актива и продать его.

Первым в очереди на покупку стояла японская компания Fujitsu. Сумма сделки не разглашалась, однако аналитики оценивали ее в 200 млн дол, что было вдвое дешевле чем ранее за них заплатили Шлюмберже.

Повышенный интерес японцев к американским технологиям и боязнь того, что японцы с помощью таких компаний усилят своё присутствие на американском рынке и вытеснят американских производителей, вызвал сильный резонанс в обществе. Сделкой даже заинтересовались в американском правительстве, которое сразу же выступило против этой сделки.

Как только стороны уже были готовы ударить по рукам, сделку заблокировало правительство. Чтобы это сделать, оперативно была принята Поправка Эксон-Флорио от 1988. Согласно этой поправке, президент вправе заблокировать любое приобретение американской компании иностранными инвесторами, если это приобретение угрожает национальной безопасности США.

В конечном итоге, японцы отказались от приобретения этой компании, обвинив американское правительство во вмешательстве в этот процесс. Но Шлюмберже по прежнему желало избавится от компании. Если никто ее не купит целиком, то они будут вынужденны продать ее по частям, что тоже было обычной практикой. Вероятно этот вариант тоже не устраивал правительство, потому покупателя начали искать среди своих. Интересно здесь ещё то, что американские технологичные компании того времени в результате сильной ценовой конкуренции проигрывали японцам. И национальные производители, бросив все силы и финансовые ресурсы на эту конкурентную борьбу, не имели возможности купить эту компанию даже по самой выгодной цене, да и многие не считали эту компанию интересной.

Интерес неожиданно возник со стороны National Semiconductor. Ее генеральный директор Чарли Спорк говорил, что не интересовался этой компаний, несмотря даже на то, что раньше работал в компании Fairchild. Вероятно причиной было то, что National Semiconductor находилась в такой же трудной ситуации как остальные и так же была неспособна выложить за компанию желаемую сумму. Тем не менее, такая возможность открылась благодаря Sematech, некоммерческому консорциуму основаному в 1987, с помощью которого государство субсидировало проекты входящих туда компаний. Благодаря этому Nat Semoconductor купил Fairchild... за 122 млн дол.

Для американского правительства успешная реализация своей задумки позволила блокировать дальнейшие покупки японцев компании из сферы высоких технологий. В дальнейшем эти функции по рассмотрению возможности угрозы и контролю за иностранными инвестициями были переданы CIFIUS - Комитету по иностранным инвестициям США. Сейчас же CIFIUS активно борется против китайских инвестиций.

Матеріал опубліковано мовою оригіналу. Джерело: Facebook.