$ 38.08 € 41.49 zł 9.64
+11° Київ +14° Варшава +9° Вашингтон

Вся логика и смысл инвестирования в  стартапы - вовремя оттуда катапультироваться

Вся логика и смысл инвестирования в  стартапы - вовремя оттуда катапультироваться

13 Листопада 2020 10:35


Вы когда летали самолетом в последний раз? Меня недавно порадовали слухом из достоверных источников про подпольные рейсы боингов из Борисполя в Бен-Гурион. Поэтому - вот вам задачка про самолеты. Вот, к примеру, пассажир А. Он сел в самолет. Он сделал это, чтобы долететь, ну, хотя бы, на Кипр. Когда он долетит туда, от будет сидеть в шлепанцах на пляже и потягивать маргариту. Это нормальный человек в нормальной ситуации. А вот пассажир Б. Он тоже сел в самолет. Тоже летит в кресле и смотрит в иллюминатор. Сразу после взлета он ничем не отличается от пассажира А. Но, когда принесут пластиковый поднос с бортпитанием, произойдет странное с точки зрения пассажира А. Пассажир Б, получив в руки поднос и видя, что получить до самой посадки здесь больше нечего, с подносом в руках берет и катапультируется. И ему вообще фиолетово, что там дальше с этим самолетом. В какой Ларнаке он приземлится и кто там и где будет сидеть в шлепанцах. У него другая забота: когда он выберется из океана на берег, он ссыплет самолетный обед в мешок, к предыдущим, и отправится в аэропорт - грузиться на следующий самолет. Его не интересует точка назначения. Его интересует поднос с едой.

То, что я описал - это поведение инвестора в стартапы. Пассажир А - это обычный акционер обычного бизнеса. Он устроился в бизнесе, оплатил свое путешествие в нем на весь жизненный цикл. Он тешит себя надеждой, что есть какая-то точка назначения и бизнес туда прилетит. Пассажиру Б, венчурному инвестору, это вообще неинтересно. Не интересно даже, прилетит - не прилетит. Какая разница? Его задача - покинуть проект, в который он инвестирует, как только проект даст ему в руки что-нибудь ощутимое. Например, один инвестор из Калифорнии вложил в проект N тысяч, а вчера проект принес ему N x 50. В пятьдесят раз больше. Это я поясняю, что я имею в виду, когда говорю «что-нибудь ощутимое». Вся логика и смысл инвестирования в стартапы - вовремя оттуда катапультироваться.


Но это все с точки зрения пассажира. А теперь представьте, что пилоты выкидывают пассажира Б из самолета, чтобы освободить место следующему, который сейчас купит билет. Это - ситуация, когда не сам инвестор покидает проект с деньгами, а команда проекта жаждет расплатиться и распрощаться с инвестором, чтобы привлечь другого, на другой стадии, с другим порядком цифр.

Когда я только начинал деятельность инвестфонда, с проектами я вел себя как пассажир А, как и привык в обычных нормальных бизнесах - купил долю и едешь в вечность. Купил в другой компании долю, в третьей, уже и списочек поднабрался, и вдруг выясняется: это так не делается, нужно выходить с деньгами, пока не поздно, в этом суть этого бизнеса. То есть, по сути - типа вовремя остановиться. А я сижу и сижу себе. И замечаю, что ничего не происходит, при том, что, оказывается, одна компания уже в другой стране и у них другой бизнес, и другой компании тоже уже нет, а в третьей все вообще непонятно.

И теперь я смотрю на вещи по-другому. Это все хорошо - изучили компанию, проект, финансовое состояние, команду, фаундера, рынок, но самый главный и самый умный в этой ситуации вопрос - а на выход когда? Когда я получу свои деньги? А? Деньги мои когда? Теперь, перед тем, как узнать у фаундеров, что у них происходит в настоящем, я интересуюсь, что у них будет происходить в будущем. И когда они не знают, а не знают они всегда, мы начинаем моделировать ситуацию и строить гипотезу развития ситуации.

И это не всем легко дается. Потому что не все бизнесмены могут без лишних сантиментов брать и выходить. Ведь они возились-возились с проектом, были фактически родителями, стояли у истоков, с первых дней были с компанией, еще когда компания ничего не знает, ничего из себя не представляет, они подставляли плечо, давали свои ресурсы и скилы, подключали свою управляющую компанию, сервис, юридическое сопровождение, и еще много чего, и это всё - помимо финансов. И не все могут выйти, еще и когда всё на пике. и компания процветает. А тут еще фаундер начинает думать, как бы вас уже попросить на выход. Как бы так размыть твою долю, чтобы потом побыстрее избавиться от тебя.

А в нашей стране, так вообще. Эти вопросы не отрегулированы никак. Равно как и все остальное. И всегда вопросов больше, чем ответов. Вот и получается, что с выходами со своими заработанными деньгами, или с экзитами, целая проблема, вечная непонятка, и, следовательно - суета сует и томление духа. А без экзита не получается зафиксировать прибыль. То есть - опять как всегда. Что делать?

Мы поступили просто, мудро и изящно. Мы все собрали, спаковали, и просто ушли. Ушли с нашим инвестированием на другие рынки. В теплые страны. Там и инвестор защищен лучше, и культура в этом вопросе более развитая. Вернее, для начала, эта культура там имеет место быть. Ведь всегда хочется какой-то определенности вместо сплошной непредсказуемости и хаоса. Культура и защита - вот чего реально не хватает у нас людям, которые оперируют с капиталом. И в ближайшее время ситуация не улучшится, даже если все украинские инвесторы выстроятся рядами на парковке гипермаркета и хором будут петь мантру благополучия и успеха. Потому что такая ситуация с культурой и защитой наблюдается здесь последние эдак лет шестьсот-восемьсот, а некоторые исследователи считают, что с деньгами на этой территории была жопа, по разным оценкам, начиная со второго тысячелетия д. н. э или даже с третьего тысячелетия д. н. э. Например, считается, что уже трипольцы из поселения на Верхней Юрковице испытывали трудности с экзитами из проектов, в которые инвестировали: кремневые топорики, роговые мотыги, костяные долота и орнаментированная посуда для приготовления пищи. С тех пор традиция, в общем-то, не менялась.

Но мы не теряем надежды и бодрого настроения. Просто главное понять, кто вы - пассажир А или все же пассажир Б. И исходя из этого действовать. Обед же еще не несут?

Матеріал опубліковано мовою оригіналу. Джерело: Facebook.