Серые кардиналы украинской политики перепробовали много разных образов для создания популярных политических проектов. Особенно интересны женские образы в большой политике. Пробовали все – и украинских певиц, и народных артисток, и врачей, и безработных домохозяек, даже «куклы Барби» были. С разной долей успеха и провала эксплуатировались эти образы под определенные категории населения и для проталкивания нужных решений в нужный момент.
Образ молодой брутальной и бесстрашной, бескомпромиссной поборницы с властью – Надежды Савченко – это было что-то новенькое. И очень выгодно отличающееся от всего остального – ванильного лоска Тимошенко, пошатнувшего здравомыслия Черновол, фанатичной Фарион, политически пассивной Богомолец, чопорной и провластной Геращенко. Надя – это что-то выходящее за пределы традиционной украинской женщины, а, тем более – женщины-политика. Савченко чем-то напоминает главную героиню американского фэнтези «Ксена: принцесса-воин», только в более грубой и неженственной обработке. Хотя и здесь ее образ работает выгодно, потому что конкурирует с мужскими политическими «ультрас» - Ляшко, Ярошем, Тягнибоком. Кто-то сверху очень настойчиво пытается натянуть на Савченко и образ украинской Жанны Д’Арк, до которого она явно не дотягивает, нет в ней нужного сочетания женственности и тонкого ума, романтизма и твердости духа, непоколебимой решимости и некой мифической харизмы, присущей образу Орлеанской девы. И, тем не менее, имя Надежды Савченко стало неким брендом украинской политики.
Пока что, в целом, со своей ролью летчицы из народа, бывшей политической узницы, всенародно избранной в депутаты Рады и жесткого критика власти Надежда справляется - население реагируют хорошо и бодренько, а «свежая кровь» в застоявшемся политикуме придает азарта происходящему. Однако, если присмотреться внимательнее, в последнее время поведение Надежды все больше вызывает недоумение. Так ли однозначно новоиспеченный политик, коим считает себя Савченко, отстаивает народные интересы и борется за правду во имя народа Украины?
Взять хотя бы недавнее посещение летчицей ОРДЛО и еще ранее общение с главарями боевиков Захарченко и Плотницким. Почему свои действия по освобождению заложников, к коим апеллирует народный депутат как к основной цели поездки, не согласованы с властью и СБУ, как того требует и здравый смысл, и элементарные нормы безопасности? Почему при этом эксплуатируется образ бесстрашного проникновения во вражью сторону и нахождения там, как у себя дома. При этом мы видим обострение ситуации на Востоке с новыми обстрелами и боевыми потерями. Возникает закономерный вопрос, визит Савченко был заранее спланирован и одобрен кем-то сверху и вовсе не из Украины?
А общение с боевиками, совместные стрельбы, в коих Надежда призналась лично на допросе СБУ после своего визита ОРДЛО. Что это? Заигрывание с террористами или демонстрация своего бесстрашия? И какова польза от таких совместных сомнительных и провокационных действий для нашей страны? И кто уполномочил летчицу Савченко на переговоры с преступниками №1 в Украине? Здесь напрашивается совсем другой вывод: под видом благих намерений Надежду используют в большой игре. И явно против Украины. И вероятно Кремль еще разыграет карту беспрепятственного и безопасного визита народного депутата на неподконтрольные территории - для легитимизации переговоров с боевиками и повороте всей ситуации в сторону внутреннего конфликта и гражданской войны – месседж, который Россия активно толкает против Украины на международной арене. Так на чьей стороне играет народная избранница? И почему позволяет втаскивать себя в подобные антиукраинские игрища? Кстати, СБУ еще предстоит проверить информацию о призыве Савченко к «походу на Киев» и другим антигосударственным акциям. Если ведомство официально подтвердит такие высказывания, к Надежде появится еще больше вопросов и уже на другом, следственном, уровне.
Зрелость суждений и прозрачность намерений вызывают сомнения не только недавние поступки летчицы. К примеру – одно из интервью Савченко, где она, в эфире телеканала NewsOne, отвечая на вопрос телезрителя о еврейском иге в Украине, подтвердила эти слова, заявив про «неукраинскую» кровь при власти, с которой надо что-то «думать и действовать». Для зрелого политика подобные реплики недопустимы, и любое резкое высказывание на национальной либо этнической почте попахивает расизмом, а в данном случае – антисемитизмом, больной и запрещенной темой в Украине, что спровоцировало вполне справедливую критику в сети. Правда, позже Надежда поспешила оправдаться за свои слова и повернуть контекст сказанного в политическое, а не национальное русло, но, как говорится, осадок остался. И в будущем оппоненты обязательно этим воспользуются.
https://youtu.be/AsfUqXlWmpY
Недавняя перепалка с художником Поярковым в телеэфире канала «112 Украина» также застала нардепа врасплох. Ответить на вопросы по существу Надежда не смогла, зато получилось презабавнейшее шоу двух «знатоков» украинской политики и «борцов» за народные права. У Пояркова опыта подобных словесных схваток побольше, а вот Савченко явно была не готова к провокациям со стороны оппонента. Потому и выглядела неуверенно и растерянно, и смогла разрулить ситуацию только общими фразами про народное доверие. На будущее, для стабильно восходящей политической карьеры, на что и нацелена Савченко, таких общих ничего не объясняющих фраз явно будет недостаточно – и народ поразборчивей стал, и реалии требуют компетентности и профессионализма, даже от политиков.
В любом случае, те, кто заинтересованы в раскрутке образа Надежды Савченко, своего добиваются. Популярность и социальный резонанс вызывают и эксперименты народного депутата с внешностью – успешно апробированный трюк многих украинских женщин-политиков. Там, где не хватает добрать харизмой или политическим весом, на помощь приходят наряды и косметика. Эксплуатируя преображение Надежды из «пацанки в королеву», заинтересованные лица заигрывают с публикой, для которой красивая картинка – определяющий фактор политических симпатий. И в случае с Надеждой, всегда грубой, немного неотесанной и брутальной, появление в образе женственной красотки весьма успешно. Так же, как и недавнее появление в Раде на каблуках и в недешевом брендовом пальто. Правда, тут же пришлось оправдываться за дорогие вещи, как для такой непосредственной, «по-настоящему» близкой к простому люду народной избранницы. А там, где приходится оправдываться и заискивать перед людьми, всегда есть скрытый мотив и умысел.
Мария Гелюх