$ 39.78 € 42.31 zł 9.8
+15° Київ +11° Варшава +12° Вашингтон
Мифы вокруг 9 мая: о чем говорит история Второй мировой

Мифы вокруг 9 мая: о чем говорит история Второй мировой

05 Травня 2017 13:21

В продолжение столь непростой темы дня 9 мая хочу кратко остановится на мифах вокруг этой даты. Зачем это нужно? Опять таки, это поможет понять суть происходившего без призмы пропаганды совка и как нам к этому относиться. Начнем с даты. Почему Европа поминает 8 мая и считает это днем скорби, а страны постсоветского пространства – на день позже и принято праздновать?

Отсюда и первый мифразные даты – всего лишь формальная часовая разница между Европой и СССР. Или несколько другая трактовка – Германия подписала капитуляцию с мировой коалицией 8 мая, а Советский Союз потребовал для себя отдельный документ, поэтому и подписание с властями Советов прошло на день позже. Как было на самом деле? Обратимся к первоисточникам. В Акте о безоговорочной капитуляции Германии сказано следующее: «Германское верховное командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23.01 часа по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года».

Также общеизвестным является факт, что Германия капитулировала дважды - 7 мая в Реймсе и 8 мая в Берлине и принято считать эти даты капитуляцией и ратификацией капитуляции. Однако и в Реймском документе датой окончания войны указано именно 8 мая.

И, тем не менее, указом Сталина был назначен день 9 мая как праздник Победы в 1945 году. Спустя три года, в 1948 году, этот день вообще отменили и забыли. И только при Брежневе, в 1965 году, фактически через 20 лет, 9 мая вернули как праздничный и выходной день в советский календарь. Почему так вышло? Историки считают, что после второй мировой Светскому Союзу было не до дня победы, шла «холодная война» со Штатами и постоянная гонка вооружений, к тому же еще крепко жил другой идеологический миф – наследие Великой октябрьской революции. И только при Брежневе, когда миф революции себя исчерпал, решили воскресить День Победы 9 мая. В то время развивалось и радио, и телевидение, и печатная пресса – что способствовало советской идеологизации этой даты.

Второй мифСоветский Союз был извечным противником немецкого фашизма и сторонники гитлеровского режима – враги советам. На самом деле исторические факты и фотографии, архивы говорят о другом. До 1938 года Германия и Советский союз были связаны очень тесными партнерскими отношениями. Открытыми врагами страны стали только после нападения третьего Рейха на Союз после 22 сентября 1941 года. Что же было до этого? СССР рассматривал Германию как стратегического партнера в борьбе против капитализма западных стран и союзника для глобальной социалистической революции. Страны поддерживали активные торговые отношения, сотрудничали в военной сфере, обменивались технологиями. В 20-30 –хх годах Советский Союз занимался подготовкой военных кадров Германии, общеизвестно о 3 крупных учебных заведениях на территории Союза, откуда вышли все высшие чины Вермахта.

К тому же Пакт Риббентропа-Молотова, секретно подписанный Союзом и Третьим Рейхом о ненападении в канун второй мировой засвидетельствовал вторжение обеих стран в Польшу в сентябре 1939 года как союзников. И уже 22 сентября 1939 года в польском Бресте прошел совместный парад немецко-советских войск по случая подписания договора о новой линии демаркации.

Только после открытого нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года началась фактическая война двух стран и идеологическое противостояние социализма фашизму. Не извечно, как то твердили советские пропагандисты.

Третий миф когда-то правящей коммунистической идеологии – народ СССР воевал единым советским фронтом и духом против фашизма. На деле это не совсем так. После оккупации Польши под властью советов оказались территории западной Украины, Белоруссии, Литвы да и самой Польши. Летом 1940 года Красная армия оккупировала территории Молдавии и Прибалтики. Все эти народы просто не могли молниеносно проассоциировать себя с «большой родиной» - Советским Союзом. К тому же после прихода советской власти на этих землях велись массовые зачистки неугодных режиму Сталина вражеских «трудовому люду» элементов, тюрьмы, выселения, ссылки, депортации, расстрелы… Так ли едино прессуемое население этих присоединенных территорий хотело воевать под флагами Красной армии?

В Украине и Белоруссии, находившихся в составе Союза с 1921 года, также не все однозначно было. Народам, которым было приказано отречься от своей культурной самобытности и языка, ничего не оставалось, как развивать сопротивление официальной линии партии на национальной почве. К тому же в Украине все еще была живой память трагедии голодомора 32-33 годов, когда за считанные месяцы были уничтожены десятки тысяч населения республики. К слову об общей цифре пострадавших от голодомора – 4 млн. человек. Это в два раза больше, чем Украина теряла каждый год во второй мировой – эти данные общедоступны и официальны.

Утверждение о едином порыве, советском духе и бравости Красной армии, особенно в начале войны – полнейший вымысел. «Пусть будут немцы, лишь бы не советы» - вот это истина для Украины в частности. Поколение наших дедов просто не понимало, почему оно должно воевать во имя кровавого тирана, коим был Сталин по сути и на деле, и за что сражаться, а ненависть к советской власти позволяла немецким войскам практически беспрепятственно продвигаться вглубь страны.

И пожалуй последний миф, на котором хочется остановить внимание – победа над фашистской Германией случилась исключительно благодаря Советскому Союзу. Так говорить и полагать – неправильно и некорректно. Хотя бы потому, что во второй мировой принимала участие коалиция стран, а не два противоборствующих государства. И еще потому, что абсолютно все солдаты по коалиции были боевыми товарищами и называть вклад одних больше вклада других – неэтично. В этой связи корректно поминать всех жертв войны, а не выделять «наших» и «ваших», как того требовала советская идеология и продолжает делать ее преемница современная Россия.

Глобальный конфликт, коим и была вторая мировая война, насчитывал множество горячих точек и ключевых битв, не только на суше, в пределах Европы. Битва за Атлантику, театры боевых действий в Северной Африке, в Китае и юго-восточной Азии, морская война между Японией и США… Безусловно, Восточный фронт в Европе и сражения Советского Союза против Третьего Рейха – это самая масштабная операция боевых действий, как и самая значительная по потерям веха войны. Именно поэтому США помогали Восточному фронту вооружением и провиантом, в общей сумме 11 миллиардов долларов на те дни, и около 17,5 млн. тонн различных грузов. О чем советские власти или замалчивали, или преуменьшали роль военной поддержки своих сил со стороны капиталистических стран.

Конница Красной армии – ни о чем не говорит? Если бы не поддержка со стороны коалициантов, Советскому Союзу пришлось бы воевать против немецких танков на конях, что, собственно он и собирался делать. Это факты. И не понятно, какой была бы ситуация, если бы США и Британия не оказывали помощь СССР на Восточном фронте. Поэтому считать победу антигитлеровской коалиции исключительно достижением советской армии – недопустимо.

Вот такие они, некоторые мифы второй мировой войны. Как относиться к фактам и их интерпретации – личное дело каждого, как собственно и отмечать или праздновать день победы. Лично мое мнение к празднику я уже высказала в первой части публикации. Здесь же от себя добавлю – мне кажется правильным помянуть всех без исключений жертв той почти 6-летней мировой бойни, и сделать это со всем миром – 8 мая, когда и была подписана историческая капитуляция, а не продолжать отделяться своими собственными датами и меряться значимостью вклада.

Мария Гелюх