Ежегодно 25 марта в Беларуси проходит День Воли – неофициальный праздник белорусских национально-демократических движений. Одно из немногих политических событий оппозиции в современной Беларуси, дозволенных властью. Праздник посвящен памятной дате провозглашения Белорусской Народной Республики.
Традиционно в этот день оппозиция, национальные политические силы и общественные организации Беларуси собираются на митинги и шествия, украшенные национальной символикой, бело-красно-белыми флагами, патриотическими лозунгами. Цель Дня Воли – помнить о своей национальной самобытности, популяризовать белорусский язык, культуру, отстаивать право на мирные собрания и протесты. Этот праздник, по сути - то немногое, что правление Лукашенко еще не отняло у белорусской оппозиции, он и с горем пополам ежегодно проводится в крупных городах и областных центрах на центральных площадях. С горем пополам, потому что, во-первых, не всегда местные власти дают официальное разрешение на собрания, во-вторых, шествия обычно сопровождаются массовыми задержаниями, в-третьих – организаторы и лидеры движений регулярно преследуются. Само собой разумеется, что ни о какой массовости протестных движений в авторитарной Беларуси речи не идет. В лучшем случае, это несколько сотен проактивных граждан, которые прямо не боятся выйти на улицу и взять в руки национальную атрибутику - остатки белорусской интеллигенции, немного молодежи и неравнодушных сограждан.
Понятно, что в такой авторитарной среде любое протестное движение обречено если не на откровенный провал, то на жалкое подобие. По крайней мере, с возможностями оппозиции в Украине сравнивать вообще не приходится. И тем не менее, День Воли проводится каждый год. И ежегодно, демонстрации преследуются, зачищаются, разгоняются..
В этом году собравшихся на мирное шествие, посвященное Дню Воли, оказалось значительно больше. Организаторы провели Марш нетунеядцев (поначалу он назывался Марш рассерженных белорусов), который приурочили протесту против декрета «О предупреждении социального иждивенчества», принятый парламентом и подписанный президентом. Данный декрет вводит сбор для всех граждан с целью компенсации государственных расходов. Таким образом власти пытаются сократить свои социальные издержки и простимулировать людей работать легально. Декрет коснулся самой активной и трудоспособной части населения страны и очевидно, что людям он пришелся явно не по душе. «Марш нетунеядцев» никак не назовешь кучкой националистов, расшатывающих государственные устои и правопорядок. Люди вышли высказать протест и воспользоваться гарантированным Конституцией правом выразить несогласие с действиями власти. В дозволенных законом рамках права на мирный протест. Правда, в Беларуси любое открытое сопротивление политике администрации Лукашенко, даже если это пара плакатов и лозунгов, расценивается мало не как государственная измена со всеми вытекающими. Так получилось и в этот раз – более 600 человек задержанных, среди которых журналисты, представители общественных правозащитных организаций, лидеры оппозиционных движений. Иронично, что День Воли традиционно стал днем неволи для многих белорусов.
В этом году праздник прошел под особым натиском карательных органов, в больших городах – Минске, Гомеле, Бресте – площади и скверы были ограждены спецтехникой, на въездах тщательно проверяли транспорт, дороги и подъезды к центральным площадкам контролировали ГАИ и отряды ОМОНа. Центральные станции метро в Минске были закрыты на выход. Митингующих сопровождали коридоры спецподразделений, милиция задерживала всех, кто попадался под руку, для этого в центральные районы были стянуты десятки автозаков. Людей паковали без разбора, даже прохожих, которые к митингу и протестующим отношения не имели.
Властью делалось все, чтобы или сорвать шествия, или свести к минимуму количество протестующих людей. Повторюсь – это не то, что может делать и делает оппозиция у нас в стране. Там все иначе. Все гораздо скромнее и проще. Что уже говорить про финансирование подобных оппозиционных движений? Для белорусских бизнесменов участвовать в подобном – непозволительная роскошь, ведь свобода и право на жизнь – дороже политических прав. Все средства оппозиции – это или жалкие гроши неравнодушных, или финпомощь из-за рубежа, которую получить и освоить не так уж и просто.
И тем не менее, в условиях тотального запрета, активно применяемых карательных мер полицейской державы люди умудряются что-то делать и заявлять о своих правах. Не боятся выходить на улицы. Или перестали бояться. И активно поддерживаются извне. Иначе устоявшуюся систему никогда не сдвинуть с мертвой точки. Ничего не напоминает? В свое время перестали бояться в Украине и все начиналось когда-то с мирного протеста студентов...
Чем закончится дело в Беларуси – покажет время. Но предположительно, ситуация будет расшатываться и дальше. По уже апробированному сценарию в Украине, Беларусь пытаются вывести из орбиты Кремля. Ослабить, так сказать, и эту сторону геополитических интересов России. А для власти Лукашенко это большой звоночек к возможному и скорому выходу. Если президент не сможет удержать ситуацию под контролем, все может обернуться куда хуже, чем в Украине. Потому что там никто церемониться не будет и для Лукашенко потеря власти означает политическую смерть и безвозвратное небытие. Президент скорее допустит пролитую кровь в любых масштабах, чем такой исход для себя лично. Неприятный сценарий, мягко говоря. Но очень реальный.
https://youtu.be/Vbhy_ze8OWA
К слову, в разных городах и столице России также прошли протестные митинги, посвященные борьбе с коррупцией. Митинг в Москве 26 марта был организован Фондом оппозиционного российского политика Алексея Навального, которого, кстати, задержали - по обвинению в нарушении порядка проведения мирных собраний, так как митинг был не санкционирован властями. Основной посыл протестующих – бездействие власти в расследовании коррупционных схем правительства Медведева. Несколько тысяч митингующих с яркими антипрезидентскими лозунгами и плакатами - "Позор", "Россия без Путина", "Импичмент", "Путин вор". Протестная волна прошлась и по другим городам, правда там обошлось более-менее спокойно. А в Москве, традиционно – со стягиванием полиции, автозаков, спецподразделений, а закончилось все более 500 задержаниями, многим грозит тюремное заключение на 15 суток. К слову, ни один госканал РФ события в Москве не осветил. И тем не менее, тот же знакомый сценарий. И те же звоночки, но уже для Кремля.
Мария Гелюх