22 марта Служба безопасности Украины огласила решение запретить российской исполнительнице Юлии Самойловой посещать Украину, тем самым не допустив ее к участию в предстоящем Евровидении в Киеве. Запрет будет действовать на протяжении трех лет и вызван нарушением певицей порядка пересечения украинских границ временно оккупированных территорий. Как известно, в 2015 году россиянка принимала участие в фестивале в Крыму.
Решение СБУ - абсолютно логичное и правильное, исключительно на законных основаниях и без какого-либо скрытого умысла и заговора, в чем градом посыпались обвинения на Украину со стороны РФ. Впрочем, как и задумывалось. Кремль умышленно создал прецедент для очередной провокационной кампании против Украины. Российские артисты, политики, общественники все как один завели песню о вопиющей несправедливости, жестокости, отсутствии здравого смысла, о нарушении прав человека. Не забыли упомянуть и о том, как Украина решила «расправиться» с девушкой-инвалидом.
Поспекулировать на тему инвалидности певицы решила известная истеричка российского шоу-бизнеса Пригожин. Свой монолог о «бесчеловечности к людям с ограниченными возможностями» продюсер завершил призывом бойкотировать Евровидение, если мировой шоу-бизнес, включая украинских исполнителей, не станет в защиту выступления Самойловой. Филипп Киркоров пошел дальше и предложил всем участникам на конкурсе в Киеве посвятить свое выступление Юлии со словами «здесь ее боятся».
Примечательно, что такие артисты, как Андрей Макаревич, которые всегда поддерживали Украину в открытой агрессии РФ, также высказались против решения СБУ. «Два года назад сюда не пускали украинские группы «Океан Эльзы», «Вопли Видоплясова» — тоже непонятно почему… То была глупость, это глупость. Я вот все жду, что кто-то станет умнее, но этого пока не происходит», - считает артист.
Что касается российских политиков, то тут антиукраинская риторика зашкаливает, как обычно. Клоун всея России Жириновский и вовсе назвал запрет СБУ дискриминацией по национальному признаку и «настоящим нацизмом». А представитель российских спецслужб Клинцевич уверен, что украинские власти запретили Самойлову из-за боязни ее триумфа в Киеве. В целом, кремлевские власти сошлись на том, что решение «позорное и подлое», Украина – страна «русофобов» и «негодяев», лишивших «певицы с инвалидностью ее мечты».
Свою позицию высказали и организаторы Евровидения – Европейский Вещательный Союз. В официальном сообщении на сайте конкурса говорится о том, что организаторы «должны уважать законы принимающей стороны, однако глубоко разочарованы таким решением, так как считаем, что оно противоречит духу и ценностям конкурса - принципу равных возможностей для всех». Также, в сообщении сказано о том, что организаторы «продолжат диалог с украинской властью с целью обеспечения присутствия всех участников в Евровидении-2017 в Киеве. Что ж, Украина также уважает позицию ЕВС, только хотелось бы спросить у организаторов, какова была бы их реакция, если бы стороной «спора» выступала бы Франция или Великобритания, к примеру? И если бы нарушение законов касалось этих европейских стран? Есть над чем подумать, не правда ли? Я считаю, что мнение ЕВС было бы не столь лояльным и более однозначным. Хотя, с другой стороны, такая реакция на конфликт вокруг Самойловой может самой обычной и вежливой дипломатией, присущей Европе.
Что касается реакции украинского политического бомонда и представителей шоу-бизнеса на запрет, то здесь позиция не такая однозначная, как у россиян. Есть как противники, так и защитники решения о запрете. Среди противников яркое мнение высказал Антин Мухарский, считая, что Киев, не желая того, подыгрывает кремлевской пропаганде, так как Россия добилась того, чего хотела. По мнению артиста, Украине следовало бы пропустить Самойлову, но на самом конкурсе сделать все, чтобы показать свое отношение к агрессору – пригласить в первые ряды украинских бойцов АТО, пострадавших от войны, которую ведет РФ.
Сменила гнев на милость и Оксана Билозир, украинская певица, а ныне – депутат от блока Порошенко в Раде. "Я считаю, что она должна приехать на Евровидение. Это международный проект. Это не украинский национальный проект, тогда бы вопрос даже не дискутировался", - заявила политик. И привела пример из практики, когда применись специальные условия для посещения лиц с люстрационными документами. Хотя еще пару дней назад достаточно резко и нелицеприятно высказалась о российской певице, как об «уродстве». Должна сказать от себя, что подобные высказывания – как раз и есть самой благодатной почтой для раскручивания ненависти к Украине со стороны кремлевских технологов. Когда мы сами даем им повод считать себя русофобами и моральными уродами. И чтоб не приходилось потом оправдываться и выглядеть полными идиотами, надо держать себя в руках и не позорить свою страну – это личный комментарий к Билозир.
Среди ярых защитников запрета известная украинская писательница Оксана Забужко, считающая, что закон один для всех и избирательность в данном случае под определенных персон – это давно прошедшая совковая норма, которую следует забыть.
Многие украинские артисты, в том числе и лидер группы O.Torvald, которая будет представлять Украину на Евровидении в этом году, Женя Галич, и прошлогодняя победительница конкурса Джамала высказываются осторожно и считают, что тему с запретом Самойловой вообще лучше обходить стороной, чтобы не девать себя объектом черных пиар-технологий Кремля.
Подытоживая, хочу привести мнение Ирины Геращенко, которое полностью разделяю – ни единым Евровидением богата украинская современная культура. Провести конкурс достойно – это и есть наша задача. Остальное – это чрезмерное внимание и втягивание себя в ненужные распри на пользу оппонентам. От себя добавлю: запрет поддерживаю, потому как не допустить провокаций против той же певицы в Киеве – не меньшая задача, чем провести сам конкурс. И закон никто не отменял.
Мария Гелюх