29 мая Президент Франции Эммануэль Макрон принял в Версале Владимира Путина. Встречу готовили заранее, в Кремле о предстоящем визите в Париж заговорили сразу после результатов французских выборов. Такой живой интерес к новоизбранной власти во Франции у российского лидера неспроста. Еще во время избирательной кампании Путин активно поддерживал и финансировал ультраправые и ультралевые политические силы, делая ставку на основного оппонента Макрона – Марин Ле Пен. Но проиграл.
Как Париж встречал Путина
Перед встречей в Версале Макрон заявил, что диалог будет жестким. И сдержал свое слово. Что Путина безусловно разочаровало. Париж встретил президента России с прохладой. А точнее – акцией протеста против его визита. 28 мая, накануне встречи, на площади Свобод и прав человека развернули акцию с антипутинскими плакатами с лозунгом «Единая Европа против политики Путина». Основной посыл – продемонстрировать отношение европейцев к нарушению прав человека в РФ и других регионах, предостеречь президента Макрона от поддержки политики Кремля.
В заявлении организаторов акции протеста в Париже было сказано «долг президента защищать французские и европейские ценности, в том числе и перед г-м Путиным, которому нужно сказать прямо в лицо, что Франция и Европа больше не потерпят враждебные попытки Кремля дестабилизировать целый континент и посеять войну и ненависть». Российский лидер чувствовал себя очень некомфортно. На своей родине он привык к иному: наблюдать, как за выражение политических взглядов на протестных митингах сажают в ЗАКи.
Омрачило визит Путина и напоминание участниками акции об украинских заключенных, находящихся под стражей или отбывающих наказание в РФ, украинские, грузинские и сирийские флаги демонстрантов. К слову речник Песков заявил, что тема политзаключенных из Украины – не тема для обсуждения двухсторонних российско-французских отношений.
О чем договорились Макрон с Путиным?
Но все это, наверное, не так лично задело президента России, как прямая речь самого Макрона, когда он назвал российскую прессу лживой.
«У меня всегда были прекрасные отношения с иностранными журналистами, но они должны быть журналистами. Если кто-то распространяет клевету, то это уже не журналисты. Russia Today и Sputnik вели себя не как органы прессы, а как органы влияния и пропаганды, лживой пропаганды. Я почувствовал, что они не должны иметь доступ к моей штаб-квартире».
В этот момент выражение лица президента России красноречиво свидетельствовало об «успешности» его визита во Францию. Прямая трансляция и синхронный перевод на русский язык сделали свое дело – вышло эффектно. И уж как не привычно для россиян слышать о себе ничем не прикрытую и не приукрашенную правду. Тем не менее, переговоры двух лидеров состоялись.
Французский президент считает, что без открытого и честного диалога с РФ не стоит ждать прогресса в разрешении ни украинского, ни сирийского конфликтов. Также Макрон настаивает на необходимости активизации Нормандского формата переговоров по Украине и обсуждении последнего отчета ОБСЕ о ситуации на Донбассе. Он отметил, что Франция готова усилить антироссийские санкции, если потребуется.
«Я подтверждаю то, что я говорил. Если понадобится, то нужно будет усилить санкции, но это если – эскалация. А если деэскалация, то этого не произойдет, и я хочу, чтобы была именно деэскалация».
По итогам переговоров с Путиным Макрон опубликовал пост на своей странице в facebook:
«Мы провели прямой, откровенный обмен мнениями. Я сказал все, что думал президенту Путину. Нас разделяют общие разногласия. Мы видим, как строить совместные действия».
В свою очередь президент России обратился к французскому обществу с «предложением» побороться за снятие антироссийских санкций, так как они вредят торговым отношениям двух стран и не способствуют разрешению конфликта в Украине. То ли Путин намекал на то, что санкционная политика Европы не сможет вынудить его прекратить военную агрессию против Украины, то ли самонадеянно врал об отсутствии связи между боевиками и сепаратистами на Донбассе и Кремлем.
Краткий экскурс в историю Руси
Недоумение вызвали и слова президента России о «русском» происхождении королевы Франции Анны, как и называние Ярослава Мудрого «нашим», то есть русским князем:
«Из поездки Петра I во Францию не началась история русско-французских отношений. Она имеет гораздо более глубокие корни. Образованная французская публика знает «русскую Анну» – королеву Франции. Младшая дочь нашего великого князя Ярослава Мудрого была женой Генриха I и сделала существенный вклад в развитие Франции, будучи одной из основательниц двух европейских династий – Бурбонов и Валуа, одна из которых до сих пор правит в Испании».
На что получил резкую ответную позицию из Киева. Ирина Геращенко, первый вице-спикер Верховной Рады, заявила, что подобные высказывания – «шизофрения с одной целью – оправдать агрессию и захват украинских земель». Общеизвестным историческим фактом является то, что королева Франции Анна – дочь Киевского князя Ярослава Мудрого. Жила и правила французским королевством за несколько столетий до того, как появилось Московское княжество. Никакого отношения к России князья Руси с центром в Киеве не имели.
Провальная поездка Путина в Париж и жесткая позиция Макрона – еще один сигнал для Кремля о том, что на украинский вопрос Европа закрывать глаза не намерена. И пока в России зализывают раны, Украина готовится к очередному раунду Нормандских переговоров.
Мария Гелюх