$ 42.37 € 43.65 zł 10.24
+5° Київ +4° Варшава -3° Вашингтон
Языковые квоты телеэфира: поддержка украинского продукта или новый раскол общества

Языковые квоты телеэфира: поддержка украинского продукта или новый раскол общества

24 Травня 2017 13:25

23 мая Рада во втором чтении приняла законопроект об увеличении квоты телевещания на украинском языке до 75% пикового эфирного времени на протяжении суток. Норма распространяется на передачи, сериалы и новости для общенациональных каналов, для региональных и местных телеорганизаций доля украиноязычного контента должна составлять не менее 50% (за исключением новостей в размере 75%). Пиковые промежутки телевещания – с 7.00 до 18.00 и с 18.00 до 22.00.

Особенности адаптации

Законом также уточняется, что украинским будет считаться только тот эфир, в котором все выступления ведущих или дикторов выполнены на государственном языке. Закон содержит и ряд других принципиальных уточнений. К примеру, что его действие распространяется на телерадиоорганизации, которые, согласно лицензионным условиям, осуществляют эфирное и многоканальное (цифровое) вещание с использованием радиочастотного ресурса. Нормы закона начнут действовать через 4 месяца после официальной публикации.

Другим важным моментом есть положение о «переходном периоде» - после вступления в силу у компаний будет 1 год для адаптации контента под новые требования. И весь продакшн, произведенный в Украине, даже если он выполнен на русском языке, будет засчитан как украиноязычный. Этим положением авторы законопроекта решили поддержать производителя национального телерадиопродукта и дать время медийщикам перестроиться на новый лад. Следить за соблюдением нововведений будут в Нацсовете по ТВ и радиовещанию, который обязан измерять установленные квоты каждую неделю. За невыполнение требований предусмотрен штраф в размере 5 % от лицензионного сбора.

Острая реакция

Как и любой вопрос, связанный с языком, этот законопроект вызвал бурную реакцию и среди парламентариев, и в обществе. Не смотря на то, что «за» проголосовали 269 депутатов в основном из БПП, Народного фронта, Батькивщины, Самопомощи, Радикальной партии, внутри этих фракций, в целом поддерживающих увеличение квот на украинском языке, мнения отдельных депутатов разделились. Традиционно против голосовали из Оппоблока. «К сожалению, продолжается позорная практика, когда чувствительная тема поддержки украинского языка осуществляется путем запретов других языков», - высказался Юрий Павленко, депутат Оппозиционного блока. Фракция намерена обжаловать принятие закона об украинских квотах на ТВ в Конституционном Суде.

Однозначную поддержку закон получил от Порошенко. «Несколько раз публично обращал внимание владельцев и менеджеров каналов на недопустимо низкую долю украинского языка. У некоторых — на уровне 15%! Господа, вы название страны забыли?! Призывал индустрию решить эту проблему в порядке самоорганизации — не услышали. Что же, все урегулирует закон… Гарантировали права неукраиноязычных. Итак, украинскому языку на украинском ТВ — быть! PS: все ли поняли, что закон подпишу?», - написал Президент на своей странице Фейсбук.



Поддержать увеличение доли вещания на государственном языке для телеэфира в Раде пришли украинские актеры Ирма Витовская, Наталья Сумская, Остап Ступка, Ирэн Раздобудько и Андрей Кокотюха. Кинорежиссер Олесь Санин считает, что установка квот на уровне законодательной нормы – это «простая форма торговой преференции», которую «мои коллеги и я просят создать и для украиноязычного продукта в Украине для телевизионных каналов, кинотеатров и т.д.», - сказал кинорежиссер.

Паника или спекуляции?

Среди медийщиков и собственников каналов мнения также разделились. Наиболее остро принятие закона восприняли на Интере, основным языком вещания которого является русский язык. В официальном сообщении канала сказано, «мы категорически против данного закона, который практически запрещает использование в телевизионном эфире Украины любых языков, кроме украинского. Этот закон нарушит права миллионов граждан Украины, для которых русский язык является родным. А также он нарушит права носителей других региональных языков, которых, помимо русского, в Украине 17. Кроме того, этот закон вносит раскол в общество, нагнетает и без того напряженную обстановку. Помимо всего прочего, данный закон не способствует развитию украинского телевидения. Наоборот, он нанесет серьезный вред», считают на Интере.

https://www.youtube.com/watch?v=5whJb760Gn4

Некоторые медийщики увидели в новом законе угрозу передела рынка и повод для лишения лицензий «неугодных» каналов. Также, существуют риски того, что телекомпании не смогут вовремя переориентироваться на украиноязычный контент и обеспечить в нужных объемах вещание на государственном языке. Причиной этому служит и низкое качество украинского телепродукта, и его фактическая нехватка. А создать полноценный и интересный продукт на украинском языке у компаний нет ни ресурсов, ни времени. Все это приведет к оттоку аудитории телевещания и  понизит и без того невысокие показатели украиноязычного контента.

Можно долго спорить насчет качества национальной медиа-продукции и судить о «выкручивании рук» медийщикам, как это звучит после принятия данного закона. Можно спекулировать и расколом общества, и притеснениями по национальному признаку, и острой языковой темой бесконечно, чем собственно многие и занимаются. Но как же поднимать это качество украиноязычного вещания, или стимулировать спрос на национальный продукт на государственном языке, или развивать мощности продакшена на украинском – если ничего не делать? Если продолжать закрывать глаза на преобладающее засилье часто низкопробного иноязычного контента, потому что каналам так дешевле и удобнее? И если разобраться, о каком притеснении может идти речь, когда 86% населения страны считают себя этническими украинцами? И только 11% опрошенных в Украине назвали себя русскими. Эти данные привел в конце ноября 2016 года Центр Разумкова. Так чьи интересы должны превалировать в государственной политике и программах правительственной поддержки? Тем более что в Украине блюдут интересы национальных меньшинств. Если общество приняло осознанное решение возродить свою самобытность и самоопределилось, на то и нужна воля государства, чтобы эту самоидентификацию развить, в том числе и в сфере телерадиовещания.

 

Мария Гелюх