Коронавирус и спровоцированные ним меры нанесли крупнейший удар по мировой экономике. Китай впервые за десятилетия не демонстрирует рост, а Европа говорит о самом масштабном сокращении за всю историю ЕС – на 7,5%. Однако пока такие новости не вызывают паники. И хотя негативный сценарий развития событий нельзя исключить, но все же можно говорить о том, что самый масштабный кризис оказывается еще и самым тихим – внимание людей приковано к вопросам здоровья, а не экономики.
Минимальный уровень протестов (они, конечно же, есть, нельзя сказать, что отсутствуют вовсе) вызван тем, что государства решили сыграть на опережение. Во многих странах мира принимаются программы поддержки и льгот для бизнеса, а также прямая денежная помощь населению. Ощущая с одной стороны страх смерти, а с другой – хотя бы минимальную помощь, люди готовы ждать окончания эпидемии, отказывая себе в некоторых свободах. Международные и национальные институты, несмотря на всю критику, все же сумели сориентироваться в быстро изменившихся обстоятельствах и отрегулировать цепочки поставок таким образом, чтобы не парализовать всю систему.
Но кроме этого, есть и компании, индустрии и даже целые страны, которые смогли проявить себя именно в кризис, увеличив прибыли. В первую очередь, конечно, приходят в голову поставщики медицинского оборудования, фармкомпании и производители масок и всевозможных предметов защиты. Затем идут сервисы видеосвязи и службы доставки: о том, как преуспел Zoom и такие службы как Glovo и Uber Eats уже говорилось неоднократно. За ними идут развлекательные онлайн-сервисы: Netflix уже говорит о том, что нынешняя весна стала самой прибыльной за его историю. И даже у таких гигантов как Apple с диверсифицированным набором продуктов и услуг, серьезно увеличилась доля продаж именно сервисов, в то время как покупать устройства стали немного реже. Тем не менее, компания сохранила рост даже на фоне кризиса, показав $58,3 млрд доходов во втором квартале.
Из того, что впечатляет сильнее – на общем фоне тотального падения автоиндустрии – Tesla демонстрирует рост доходов и продаж. Конечно, компания без иллюзии смотрит на следующие месяцы рецессии, но все же этот кризис не оказался для нее таким уж сильным. Чистая прибыль производителя электромобилей составила 16 миллионов долларов, в то время как доход без учета особых статей, таких как выплаты акционерам, составил 227 миллионов долларов. Подскочили продажи у одного из крупнейших производителей товаров для дома P&G. При этом доходы вытянули именно продажи бытовой химии, в то время как спрос на косметические средства значительно упал. Чистая выручка компании за квартал составила 17,2 млрд долларов, а чистая прибыль - почти 3 млрд долларов.
О сохранении экономического роста сообщают и некоторые страны. Например, Египет, даже при всей зависимости от рухнувшей туриндустрии, предполагает сохранить рост ВВП на уровне 4,2%. Помогут ему в этом несколько отраслей: строительство, сельское хозяйство и коммуникации. Хорошая ситуация с инвестициями складывается и в тех регионах, которые смогли быстро локализовать вирус, пройти эпидемию и начали возвращаться к обычной жизни. Среди них Австралия и Новая Зеландия, которые демонстрируют уверенный рост.
Все эти примеры показывают, что несмотря на взаимозависимость отдельных индустрий и национальных экономик, наличие устойчивых цепочек поставок позволяет разным секторам преодолевать кризис по-разному, не опрокидывая все в тотальный хаос и разруху. На этом фоне Украина, конечно, находится не на самых выигрышных позициях, но даже у нас при эффективной государственной поддержке есть возможность быстро восстановиться после вынужденной остановки.
Матеріал опубліковано мовою оригіналу.