$ 39.6 € 42.28 zł 9.77
+1° Київ +6° Варшава +13° Вашингтон

Экономика Украины 2023: взрывной рост или медленное исцеление?

Ковбель Артём 28 Грудня 2022 15:39

Экономика Украины 2023: взрывной рост или медленное исцеление?


В ноябре Рада приняла бюджет на 2023 год. В его основу взят прогноз, согласно которому активные боевые действия продлятся только первые шесть месяцев.  При таком раскладе ожидается рост ВВП в 4,3%. Инфляция останется приблизительно на том же уровне, но ожидается рост курса доллара до 45 грн в конце 2023 года.

Такой сценарий не назовешь оптимистичным, но и резко плохих изменений он тоже не обещает. При нем, грубо говоря, все будет как сейчас, но не у всех. Под угрозой в первую очередь оказываются незащищенные слои населения, потому что пенсии, выплаты и минимальные зарплаты правительство в будущем году поднимать не будет. То есть возникает ситуация, при которой цены растут, доллар растет, а доходы людей - нет. Это замедляет покупательную способность, что в свою очередь сказывается на доходах бизнеса.


Негативном является и то, что значительное количество украинцев находятся за границей сейчас, а соответственно и деньги свои они также тратят за рубежом, работают также там. По данным Center for Migration Research at the University of Warsaw, только в Польше украинцы заплатили около $2,4 млрд налогов - суммы, которую теряет украинский бюджет.

Если же боевые действия продолжатся дальше и не утихнут в 2023 году, даже эти 3-4% роста могут снизиться. Соответственно, Украине понадобится больше времени на восстановление экономики.

Другой популярный сценарий

Первая вице-премьер-министр экономики Юлия Свириденко в своих интервью, в том числе Reuters, сообщала, что ее ведомством рассматриваются около 16 возможных вариантов окончания войны. И один из них предусматривает рост экономики Украины до 15,5% в год, если война завершится до конца 2023 года.

В таком случае Украина за два года сможет выйти на уровень довоенного развития. А уже в следующем году в страну пойдут инвестиции, оживится потребительская активность, укрепится гривня за счет притока валюты и так далее.

В такое оптимистичное развитие событий верят довольно видные эксперты, включая Олега Устенко, советника президента Украины по экономическим вопросам. Главным источником роста в таком прогнозе называются внешние инвестиции. Их,  как верят оптимисты, после войны будет много.



Возможен ли такой рывок?

В теории – да. Война в Украине с одной стороны навредила экономике, с другой стороны – открыла новые горизонты.

Многие наши предприятия и объекты инфраструктуры до войны работали на базе устаревшего советского оборудования. Они не могли соперничать с европейскими, например, потому что нуждались в полном перезапуске производства по современным меркам. Это дорого, это время, потому в лучшем случае у предприятий обновлялись отдельные цеха, отдельные элементы оборудования, но система в целом оставалась та, устаревшая.

Война уничтожила многие объекты и этим дала старт для постройки новых, современных. Украина, к тому же, благодаря своему выгодному расположению, огромным территориям и потенциалу может стать крупным промышленным центром и альтернативой Китаю, который из-за пандемии, конфронтации с западом и неудачной политики нулевого ковида утрачивает доверие как надежного и выгодного производственного центра.

Наконец, стойкость и воля к победе, которую продемонстрировал украинский народ, стала объектом восхищения и вдохновения для многих партнеров. У многих появляется интерес к Украине, которого раньше не было из-за в целом не слишком хорошей деловой репутации нашей страны (маски-шоу, коррупция и прочие радости, о которых сейчас мы почти не говорим, до войны сильно портили имидж страны в бизнес-среде).

Большой интерес инвесторов к Украине подтверждает, например, Киевский экономический форум, проходивший в Брюсселе в ноябре. По его итогам мэр Брюсселя и инициатор форума Филлип Клюзе заявил, что «инвесторы готовы поддержать Украину». Это важный сигнал для всех рыночных игроков.

Второй сигнал – это мероприятия по евроинтеграции Украины в ЕС. Они означают, что будет меняться украинское законодательство, будут внедряться европейские нормы, в том числе, касательно инвестиций и защиты активов. Не менее весомо для инвесторов выглядит поездка Зеленского в США и его выступление в конгрессе – это сигнал весомой поддержки США и тесных отношений с Украиной. А там, где есть поддержка США – есть деньги. А где есть деньги – есть инвестора и бизнес.

Еще один положительный  фактор – договоренность Министерства экономики Украины с агентством по гарантированию инвестиций MIGA, которое принадлежит группе Всемирного банка, о запуске пилотного проекта страхования инвестиций во время боевых действий на сумму $30 млн. Это может подтолкнуть инвесторов вкладывать деньги в Украину не дожидаясь официального завершения войны. Также подобное действие – это демонстрация намерений. Демонстрация того, что Украина готова меняться в лучшую сторону, ведь до войны в стране не было таких весомых инструментов для защиты инвестиций.

Кроме частных инвестиций, Украина должна получить компенсацию от России, и денежные вливания от партнеров и международных организаций, как например, анонсированное в США увеличении помощи Украине до $44 млрд в 2023 году. Взятые вместе, подобные вливания должны перекрыть дефецит бюджета и не допустить истощения золото-валютных резервов и девальвации национальной валюты.

То есть, потенциал для взрывного роста у Украины действительно есть.

Проблема в другом

Если точнее – в скорости процесса евроинтеграции и связанных с ним законодательных и прочих реформ сейчас и в будущем.

До войны ни одно украинское правительство не показало впечатляющего темпа реформ. Нужные законы даже если принимались, то с кучей дыр, множественных трактовок и двусмысленностей, дававших шанс обходить прописанные законом требования. Где гарантия что после войны все станет иначе?

Предпосылки к этому просматриваются уже сейчас. Например, в подписании президентом Зеленским скандального законопроекта 7662 в сомнительной редакции и срыв отбора по выбору председателя КСУ. 9 декабря послы G7 отреагировали на это призывом к принятию нового порядка отбора (читай – к пересмотру норм закона 7662), представители ряда авторитетных организаций (например, DE JURE) уже говорят,  что все это – попытка Офиса Президента установить свое влияние над КСУ. Что-то напоминает, правда?

Остается только надеяться, что таких неприятностей в процессе украинской евроинтеграции будет все-таки немного.