Які банки в Україні найприбутковіші? Знову ж таки: а вьі с какой целью інтєрєсуєтєсь: ві такі покупаєтє ілі такі продайотє?
Понятно, что самый прибыльный Приватбанк, вот дальше есть нюансы.
/пост-лайфхак для журналистов, аналитиков и преподавателей/студентов, интересующихся банками/
На самом деле важно, с какой целью интересуетесь – от того и зависит, на какую именно прибыль смотреть. Прибылей у банков, как и корпораций, есть несколько типов.
Проще всего взять чистую прибыль, ее больше всего любят показывать в рейтингах самых прибыльных/неприбыльных банков. Не нужно ничего считать, Нацбанк выкатывает готовую статистику. По чистой прибыли следующая после Привата четверка банков за 5 месяцев выглядит так. 2. Сбербанк России 3. Аваль* 4. ПУМБ 5. Универсал.
Что может быть не так с чистой прибылью? Что в ней могут «сидеть» какие-то единоразовые, неповторяющиеся и вообще неоперационные доходы или расходы («продали что-то ненужное или купили что-то ненужное»). Или может быть какое-то техническое доформирование/расформирование резервов. Кстати, если посмотреть, откуда взялся такой прибыльный Сбербанк России: из 1.94 млрд грн чистой прибыли за 5 месяцев 1.85 млрд – это величина расформированных резервов. Или даже «схематозное расформирование» - например, когда банк, чтобы не нарушить нормативов капитала, техническими проводками на несколько дней показывает резервов меньше, чем у него реально сформировано, и это несуществующая прибыль помогает не вылететь за нормативы еще месяц («а завтра будет завтра»).
Для очистки от разовых или не присущих банку доходов имеет смысл смотреть на другой показатель – операционная прибыль до формирования резервов. Чуть более корректный показатель в сравнении с чистой прибылью – дает возможность сравнивать именно операционную эффективность от банка к банку, то есть, насколько он хорошо работает здесь, сейчас, и именно как банк (а не как, например, агентство по продаже проблемных активов или оценке недвижимости). Здесь найприбутковіші банки чуть другие. 2. Эксим 3. ПУМБ 4. Аваль 5. Альфа.
Какие здесь нюансы. Во-первых, не учитываются резервы. Которые, если некорректно по форме, но корректно по сути, тоже операционные убытки. Мне все меньше нравится нынешняя формулировка НБУ – «резервы под ожидаемые кредитные убытки». На деле никакие они не «ожидаемые», а именно что гарантированные, на 99.9% такие убытки будут. Если уже правила МСФО требуют признавать, что такие убытки будут (и формировать резервы), то они есть – стандарты и правила МСФО делали очень умные люди на основе многолетних практик и наблюдений.
/как пример: у нас до сих пор есть несколько банков, которые сначала насчитывают себе высокие доходы, которых и не планируют получать, потом эти насчитанные, но не полученные и несуществующие доходы «убирают» за счет резервов – оперприбыль на бумаге выходит высокой, на деле денег нет и не планировалось. Одно время ситуация была настолько критичной, что даже НБУ в Отчете о финстабильности несколько раз писал об этой проблеме. Сейчас проблема есть, но всего для нескольких банков, в том числе, к сожалению, государственных/
Второй важный нюанс – переоценки, главным образом, валютная переоценка. Почему нюанс, спросит кто-то: раз банки берут на себя валютные риски, то и доходы/прибыли, связанные с валютными экспозициями – это операционная, рутинная деятельность. Оно все так.
Но есть госбанки, которые порой не сами принимают на себя валютные риски, а их им «навешивают» в виде квазивалютных ОВГЗ, которыми эти банки докапитализировал Минфин (когда еще госбанки находились в ведении Минфина). Речь о непростом инструменте, который называется «облигации со встроенным валютным деривативом», если просто, капитальные ОВГЗ, которые номинированы в гривне, и купон по ним в гривне, но их стоимость привязана к курсу валют. Как только идут какие-то скачки курса в пределах больше гривны за доллар в любую сторону, всплывают дополнительные то ли прибыли то ли убытки трех госбанков (Приват, Ощад, Эксим). От которых имеет смысл «чистить» оперприбыль до резервов, чтобы понять, насколько эти банки эффективно работают именно здесь и именно сейчас, без учета legacy в виде квазивалютных ОВГЗ.
Отже, третий вид прибыли: оперприбыль до резервов без учета переоценок. Кто здесь в списке пяти? 2. Ощад 3. Эксим 4. Пумб 5. Аваль. В принципе, позиции очень сильно соответствуют величине банков /кстати, интересно, что Укргаз здесь аж на восьмом месте, хотя по активам на четвертом, на 6% больше, чем у Аваля, и на 42% - чем в Пумбе/.
Какой из показателей брать? Возвращаясь к началу: смотря что и зачем сравнивать. Если хочется быстро и ничего не считать – то чистую прибыль. Если сравнивать эффективность и считать, что банки все корректно отображают и не делают приписок в доходах – то оперприбыль до резервов. Если речь о госбанках – то оперприбыль до резервов без переоценок.
Для разных целей можно комбинировать. Например, для госов (кроме Газа) брать ОП до резервов и переоценок, а для частных - учитывать и влияние переоценок (так будут искажения, но намного меньшие, чем если считать все бездумновлобкакпринято зачеркнуто по единой методике для всех банков и групп банков).
/это лайфхак для работы с публичными и доступными всем данными. Когда речь об оценках и сравнениях для целей сделок или, особенно, AQR и стресс-тестов банков, там намного сложней, но та информация, которую там используют нацбанковцы или даже аналитики инвесткомпаний, она публично не доступна/
*Старая привычка, никак не отучусь называть его Авалем.
Матеріал опубліковано мовою оригіналу. Джерело: Facebook.