Парадокс успеха украинской сельскохозяйственной отрасли в том, что все победы последних лет возникают если не вопреки, то точно не в самых благоприятных условиях. Это одновременно и вызов, и шанс. Мы уже знаем, что наши производители могут активно конкурировать на рынках ЕС – теперь вопрос в том, чтобы сделать их еще более эффективными. И одно из главных условий – надежная логистика.
Как сообщает статистика ЕС, в 2019 году Украина сделала самый значительный рывок из всех поставщиков агропродукции и ворвалась в ТОП-3, пропустив вперед только США и Бразилию. При этом нашему бизнесу удалось потеснить таких традиционно успешных игроков как Китай и Аргентина. Поставки из Украины увеличились на 173 млн евро (это 50% роста по сравнению с маем 2018 года), а суммарно достигли 6,5 млрд евро. Однако такие растущие показатели говорят не только об успехах, но и обнажают проблемы с логистикой – чем выше нагрузка, тем больше (и опаснее) риск сбоев. То, что прощают средним партнерам – не простят лидерам.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян признает, что из всех направлений его работы за последние годы – хуже всего удалось справиться именно с железными дорогами. Постоянное необоснованное повышение цен на коммерческие перевозки одновременно с нехваткой локомотивов только усиливают проблемное положение предприятия-монополиста на рынке. И, вместе с тем, оно таковым монополистом остается до сих пор, что отрицательно влияет на всякий бизнес, находящийся в зависимости от железнодорожных перевозок.
Спасать ситуацию начали полтора года назад. Тогда украинская сторона заключила договор с американской компанией General Electric. Соглашение предполагает производство для Украины 225 тепловозов на протяжении ближайших 15 лет. Первые три десятка уже поступили. По мнению ряда экспертов такое решение неэффективно по ряду причин, одна из которых - явная переплата, и логичнее было бы развивать отечественное тепловозостроение. Возможно, это тоже имеет смысл, однако поставки от General Electric позволяют буквально латать зияющие дыры здесь и сейчас, и при этом даже полученной техники все еще критически не хватает.
Все это происходит на фоне растущего спроса на сельхозпродукцию не только со стороны ЕС, но и, например, Китая. Фактически, логистика сдерживает еще больший ее рост и возможности бизнеса. В этом отношении требуется принципиальное решение. Либо отказ от монополии и допуск на рынок других игроков (каких это потребует инвестиций, кто на это согласится – отдельная тема). Либо другое решение – максимально соответствовать роли единственного и уникального игрока, что означает не срывать поставки и не валить всю вину на бездействие предыдущего руководства. Да, такая дилемма сейчас остро стоит – это горькая правда, но ведь эта правда никак не поможет доставить зерно в порт.
Ситуация с логистикой еще раз доказывает, насколько важны обновление инфраструктуры и инвестиции в технологии. Времена, когда удавалось в самом прямом смысле выезжать на остатках советского наследия, закончились. И в утиль нужно сдавать не только идеологию, но и технику, заменяя ее современной. Невозможно стимулировать только развитие сельского хозяйства, если другие отрасли будут «зависать» в прошлом. Только при стратегическом и комплексном подходе Украине удастся стать надежным партнером для мировых экономик.