Одной из самых болезненных для Украины за весь период Независимости, является проблема массовой трудовой миграции. По данным последнего опроса соцгруппы «Рейтинг», 56% респондентов наибольшей угрозой для страны назвали именно массовый выезд украинцев за границу. А по данным Евростата, в 2018-м году наши граждане стали лидерами по количеству полученных видов на жительство в странах ЕС – украинцам было выдано 527 тысяч таких документов.
О причинах и последствиях повышенной миграции трудоспособного населения Украины, а также о способах преодоления вредного для экономики явления, в эксклюзивном интервью интернет-изданию UA.News рассказал глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.
Руслан Соболь: Это существенная проблема для Украины и её масштабы тяжело переоценить. Тот факт, что мы как страна и как государство, пока никак не реагируем на трудовую миграцию, в будущем однозначно повлияет и на экономику. И не самым лучшим образом.
Уже сегодня наши предприятия ощущают кадровый голод и дефицит. Наши компании уже конкурируют между собой за кадры не только в финансовом ресурсе, но и в виде социальных пакетов. А заработный фонд оплаты труда вырос по сравнению с прошлым годом, учитывая, в том числе, желание бизнеса оставаться на этой территории и работать с людьми в Украине.
Каковы главные причины массовой миграции украинцев за границу?
Руслан Соболь: Главная причина – это нестабильность и отсутствие видимых перспектив в Украине. У нас практически отсутствует стратегия развития государства и экономики. То есть, непонятно чего ожидать завтра и в будущем, на чёткий определённый срок. Компаниям сложно прогнозировать бизнес, а сотрудники не могут планировать своё развитие внутри коммерческой структуры.
Недавно государство выдвинуло несколько инициатив о закрытии «спящих» физических лиц-предпринимателей (ФЛП). Это реальный сектор в нём Украину постоянно «трусит». Эти новые законодательные инициативы ощутимо повлияют на реальный сектор экономики. Это не вселяет людям уверенности в завтрашнем дне, поскольку выживут сильнейшие ФЛП, а более слабые предприятия закроются.
Вспомнить хотя бы последние действия силовиков в отношении IT-компаний – обыски, выемку и аресты оборудования. Это вызвало отток кадров из страны – многие специалисты уехали работать в Польшу и страны Прибалтики. Польша даже подготовила своё законодательство под эту миграционную волну. И «добро пожаловать, украинские компании в польскую экономику, развивайтесь, генерируйте добавочную стоимость товарам и услугам».
Украина не может пока похвастаться стратегией развития экономики через малый и средний бизнес, да и вообще через бизнес в целом. Наверное, мы пока только подходим к необходимости формирования стратегии развития. Поэтому проблема выезда кадров за границу для нас достаточно острая.
Может ли быть причиной оттока специалистов низкие зарплаты, нежелание работодателей официально оформлять сотрудников в штат, выплачивать соцпакеты и т.п.?
Руслан Соболь: Да, это вносит свою лепту. Трудовая миграция обусловлена совокупностью факторов. Если говорить о конкуренции в заработном фонде, заработной плате, то естественно, в силу экономической ситуации в стране, которая не на самом высшем уровне, развитые экономики могут заплатить за специалиста больше. Да и социальный пакет в развитых экономиках больший по размеру, чем в развивающихся экономиках.
В то же время, результаты исследования нашей Ассоциации свидетельствуют о том, что люди в большинстве случаев готовы оставаться работать в Украине, и даже за меньшую зарплату, чем за границей. Ведь трудовая миграция за границу порождает ряд проблем. Во-первых, необходимо арендовать жильё, а это немалые затраты, которые не у каждого работодателя предусмотрены фондом зарплат сотруднику. Во-вторых, человеку необходимо ассимилироваться в новой стране. В-третьих, это языковой барьер. Кроме того, подходы к работе в той же Польше или Германии, более требовательные и специфические, чем в Украине. На новом рабочем месте человеку тоже нужно ассимилироваться, привыкнуть к новым условиям труда. Так что с переездом в другую страну всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
То есть, наш работник готов сознательно остаться на Родине и работать за меньшую зарплату даже в ущерб общей экономике оплаты труда. Это основной критерий. Но ему нужна уверенность в завтрашнем дне, которую, увы, пока никто обеспечить не может.
Какие тенденции по миграции наблюдаются в последнее время – спад, рост, стагнация? Как меняется доля по странам и какая специфика?
Руслан Соболь: Сегодня некоторые страны ЕС упрощают трудовое законодательство, что вполне может привести к повышению оттока квалифицированной рабочей силы из Украины.
Так, недавно Польша изменила своё законодательство в пользу трудоустройства для нерезидентов. Рабочая виза делается очень быстро – в течение 30 дней и безо всяких подтверждений. В 2021-м году Германия либерализирует свой рынок труда – иностранцы получат возможность официально работать на территории страны. Также упрощает доступ к трудовому рынку для нерезидентов Словения. То есть, европейские страны уже начинают конкурировать между собой за привлечение внешнего трудового ресурса.
Из Украины продолжают выезжать люди, которые способны генерировать добавочную стоимость товарам и услугам. Страну покидают люди активного трудового возраста. В то же время, европейские страны создают очень много образовательных продуктов для украинских студентов, которые едут туда обучаться и после окончания вузов, останутся в тех странах работать. Об этом нужно говорить и думать.
Украина очень проигрывает в стратегическом отношении. Это реальная проблема для страны и наших будущих пенсионеров. Ведь мы теряем людей, которые способны наполнять пенсионный фонд, снижаем возможность выплачивать пенсии нашим пенсионерам. Если так дальше пойдёт, последствия для нашей экономики и страны могут быть катастрофическими.
Под какие специальности в Европе чаще всего разрабатываются такие программы для украинских студентов? И какие специалисты чаще всего выезжают из Украины?
Руслан Соболь: Сегодня много наших студентов оканчивают университеты в нашей стране и страны ЕС активно пытаются их рекрутировать. Но это полбеды. Сегодня в Украине работают множество компаний, которые способствуют образованию наших детей уже на территории Евросоюза. То есть, нашим молодым людям, которые могут работать в Украине, предлагают недорого получить образование в Европе, получить конкурентную профессию и остаться там работать.
Что касается профессий, то среди украинцев в Европе очень большой запрос на технические профессии – техники, инженеры, строители, IT-специалисты, работники сферы услуг. Также большой запрос на специальности аграрного комплекса, в частности на специалистов по птицеводству и животноводству. Крайне востребованы технологи пищевой промышленности – украинские специалисты этих отраслей выезжают в Польшу, Великобританию, США. В развитых экономиках можно зарабатывать больше и эти профессии замещаются на этих территориях. Но главный отток мозгов идёт из бывших соцстран Восточной Европы, в частности, из Украины.
Новая власть заявляла о том, что хочет вернуть трудовых мигрантов. Сделаны ли какие-то реальные шаги? Какие вообще существуют сценарии борьбы с этим явлением?
Руслан Соболь: Нынешнее правительство заявило о желании изменить Трудовой кодекс. В некоторой степени это либерализирует отношения работодателя и сотрудника. Похоже, новый Кабмин решил бороться именно с этой проблемой. Но этого недостаточно, поскольку нужен комплексный стратегический подход. Необходимо стимулирование внутреннего работодателя, чтобы он оставлял специалистов в Украине. Но для этого нужно снизить давление на единый социальный взнос, на фонд оплаты труда и снизить налоги. Необходима стратегическая подготовка образовательной программы для молодых специалистов, которые готовы работать на национальных предприятиях. В частности, нужна государственная программа по прохождению практики наших студентов на предприятиях, а также сокращение обязательных отчислений на фонд оплаты труда для предприятий и студентов.
Кроме того, нужны образовательные продукты по обучению бизнеса и предпринимательства, как это происходит в развитых экономиках. Мы должны позволить национальному предпринимателю реализовать свой потенциал в Украине. Этот тренд должно всячески поддерживать государство, в том числе, через реальный сектор экономики.
Может ли трудовая миграция как-то повлиять на рост зарплат в Украине?
Сергей Соболь: Да, это взаимосвязанные процессы. Там, где дефицит кадров, там и выше зарплаты. Это касается любого продукта. Труд – такой же продукт, как и продукты питания, но более сложный, поскольку он по-другому оценивается и считается. Но, тем не менее, это продукт. Рынок труда остаётся рынком.
В условиях дефицита цены всегда растут. Если тенденция сохранится или усилится, тогда внутренний хозяйствующий субъект должен будет конкурировать не в ущерб маржинальности. Ведь если направление или бизнес не генерируют маржинальности, которая позволит тебе сохранить специалиста на рабочем месте и при этом не потерять генерирование прибыли, ситуация начинает выходить на открытый рынок труда. И сотрудник пересматривает своё трудоустройство в пользу развитых экономик.
Валерий Савицкий