Начну — с защиты.
Цифры в результатах опроса КМИС относительно сопротивления агрессии РФ путём демонстраций (смешанных, впрочем, с забастовками и неповиновением) — это, как сейчас модно писать, «ниачём», поэтому анализировать будем лишь готовность к сопротивлению активному, то есть вооружённому.
Аналогично «ниачём» — цифры по стране в целом (средняя температура по палате) и по западному региону, поскольку вопрос об интервенции в населённый пункт респондента реально к западу страны отношения не имеет, ведь вторжение ожидается на юге и — главным образом — востоке.
Приписанный к «центру» Днепр, очевидно, не очень отличается в плане к готовности к сопротивлению от соседнего Запорожья, так что цифры по югу могут быть распространены и на него.
С учётом сказанного — ключевые цифры имеем следующие: на востоке к вооружённому сопротивлению готовы 25,6%, на юге — 29,7%.
При этом примечателен возрастной срез потенциальных участников такого сопротивления: на 1-м месте — возрастная группа 40–49 лет (сопротивляться с оружием готовы 43,4% опрошенных), на 2-м — 50–59 лет (38,5%), самая же призывно-боевая возрастная группа 18–29 лет находится лишь на 5-м месте (30,1%), уступая даже группе 60–69 (30,4%) и опережая лишь возрастную группу «70+».
Не комментирую. «Имеющий уши да увидит», хотя не дай Бог это увидеть.
Интересна для имеющих уши и желающих ими что-то увидеть и степень готовности к вооружённому сопротивлению в разрезе электоральных симпатий: тут на 1-м месте «Сила и честь» (среди её сторонников сопротивляться с оружием готовы 52,1%), опережающая электорат, например, «Слуг народа» (34,2%) больше, чем в полтора раза; аналогично и по электоратам персональным: сторонники Смешко (49,3) опережают по проценту готовых к сопротивлению с оружием сторонников Зеленского (33,1%) почти в те же полтора раза.
Ну а опрос относительно партийных предпочтений украинцев (переходим от защиты к доверию) с предпочтениями президентскими (то есть персональными) не сочетался — спрашивали только о партиях. Здесь на 4-е место — вслед за «ЕС» (17,1% определившихся с выбором), «Слугами» (15,0%) и «Батькивщиной» (13,3%) — вышла «[Раз]Умная политика» (в русском варианте КМИС написано «Умная», что могло несколько исказить результаты, если вопрос задавался по-русски) с 9,9%.
Основными «донорами» последней стали, видимо, бывшие сторонники «ОПЗЖ», где падение (к опросу на полтора месяца раньше, когда «Разумных» ещё не было) составило 3,8% (что в 2 раза опережает следующую по падению «Силу и честь» — 1,9%, в отношении которой отмечу заодно, что упало доверие как раз к тем, чьи сторонники — см. выше — более других готовы защищать Украину с оружием, то есть этих сторонников, собственно, и стало меньше).
Если же говорить о падении электоральных симпатий не в абсолютных процентах (на самом деле — пунктах), а в % относительных (когда если было 10%, а стало 5%, то это 5 пунктов, но 50%), то «лидеры падения» —
«Свобода» (2,8% против 4,4%, это 1,6% в пунктах, но в «настоящих» процентах 1,6 составляет к исходным 4,4 почти 36,4%),
«ОПЗЖ» (9,2% против 13,0%, то есть 3,8 «абсолютных процента», или 29,2% «настоящих»)
и Партия Шария (2,7% против 3,6%, то есть в пунктах 0,9, а в «настоящих» процентах — 25%, т. к. обвал получился ровно на четверть),
так что наибольшие потери — у «крайних».
Наибольший же относительный рост —
у «РазУмной политики» (9,9% против исходного нуля),
«УДАРа» (4,5% против 2,4%, то есть 2,1 процентного пункта, или 87,5% «настоящих» — рост почти в 2 раза)
и у «ЕС» (17.1% против 15,7%, то есть 1,4 пункта, или 8,9% «настоящих»).
Ну а у «Слуг» былое падение почти на четверть (октябрь к сентябрю) дополнилось падением умеренным (с 15,5% до 15%, то есть на 0,5 пункта, а в «настоящих» процентах — на 3,2), то есть возврата к прошлому нет, а наоборот — снижение продолжается, хоть и не столь интенсивно.
Но, повторюсь, электорат «Разумных» (9,9%) появился не столько за счёт «СН» (с их падением на «абсолютные» 0,5%), сколько за счёт «левобережных», чьё суммарное «абсолютно-процентное» падение составило 3,8% у «ОПЗЖ» плюс 0,4% у «Наших» плюс 0,9% у Шария, и уж эти-то совместные 5,1% наверняка ушли не к «ЕС» и не к «УДАРу». То есть «Разумные» черпают симпатиков не столько за счёт власти, сколько с юго-востока. Это неплохо — с учётом того, что потенциальная сопротивляемость у них в разы выше (35,2% против 14,3% у сторонников «ОПЗЖ», 6,6% у «Наших» и 15,0% у Шария).
По крайней мере, с [не]доверием к политсилам всё не так удручающе, как с [не]готовностью сопротивляться. Хотя многих даже эти цифры потенциального [не]сопротивления (особенно — с учётом демонстраций) обрадовали.
Я же — не особо радуюсь, но и не особо бью в колокола (бесполезно), а просто констатирую. Украина — такая, какая она есть.
Матеріал опубліковано мовою оригіналу.