Каждый новый налог возобновляет извечную дискуссию между сторонниками абсолютно свободного рынка и теми, кто поддерживает регулирующую роль государства. Как говорил герой популярного сериала, «Истина где-то рядом». Собственно, я не зря вспомнил о сериалах, потому что новый виток обсуждения был спровоцирован заявлениями чиновников о желании ввести налог на Netflix, YouTube, Apple и Amazon. Кейс интересный, а потому хочу остановиться на нем детальнее.
Производители цифрового контента и платформы для их размещения действительно совершили колоссальный скачок в последние годы. Они значительно нарастили прибыли, но при этом платят не так уж много налогов. И, конечно, это не устраивает правительства во многих странах мира. Более того, даже непосредственно в США, на родине сервисов, многие штаты уже ввели так называемый налог на Netflix. Их примеру последовали в некоторых регионах Канады и рассматривают такую возможность в Италии. Причина проста: пользователи из этих стран оплачивают услуги компаний, зарегистрированных в других местах. В итоге, колоссальные прибыли и минимум налогов.
Схема, по которой работает тот же Netflix в мире, и правда выглядит двусмысленно. Компания использует корпоративную структуру, при которой вся прибыль идет через подразделение в Нидерландах, а эта страна, как известно, имеет очень либеральный подход к налогам. Формально все это законно. Но когда правительства видят, что в той же Австралии компания заплатила в 2018 году $341 793 налогов при заработке от $600 млн до $1 млрд от локальных подписчиков, то чувство несправедливости обостряется.
В уже упомянутой Италии таким положением дел недовольны настолько, что прокуроры из Милана начали расследование. На их взгляд Netflix обязан платить налоги государству, даже если у него нет в стране фактических представительств. Стоит отметить, что до этого миланские прокуроры уже вынудили Apple, Amazon и Facebook платить больше, получив в национальный бюджет пару миллиардов евро в виде налогов и штрафов.
В Украине, впрочем, инициатива вызвала скорее настороженность рынка. Многие боятся, что крупные дистрибьюторы контента просто уйдут с рынка вообще, тем более, что мы для них не ключевой регион. Другие переживают, что платить налоги придется пользователям – компании просто повысят цены и контент перестанет быть таким уж доступным. Третьи напоминают, что по данным недавнего исследования ЮНЕСКО «Культура и условия работы художников» Украина входит в ТОП-10 стран с самым высоким уровнем пиратства в мире на почетном 8-м месте.
Все это, конечно, говорит о том, что простого решения вопроса не существует. Налогообложение действительно может помочь в короткой перспективе и даже сыграть на руку локальным компаниям, работающим легально и на той же территории. С другой стороны, повышение цен снова вернет аудиторию в сторону пиратского контента, а это откат на годы назад и точно не выгодно никому. Кроме того, пока что даже не обсуждается, как именно должны будут такие компании платить налоги, если не имеют представительств в Украине.
Если же суммировать все за и против, то видно, что налог скорее нужен. Полагаю, что в этом направлении будут двигаться и другие страны. Вместе с тем важно, чтобы при разработке ставок и вообще порядка его введения учитывались позиции всех участников рынка. Только привлечение всех сторон позволит действительно задать условия для отрасли, а не принять еще один плохо работающий документ, блокирующий развитие инноваций.