$ 39.67 € 42.52 zł 9.86
+11° Київ +12° Варшава +18° Вашингтон
Суд над Януковичем за измену: что именно ставят в вину экс-президенту

Суд над Януковичем за измену: что именно ставят в вину экс-президенту

15 Березня 2017 15:25

14 марта Генеральная прокуратура Украины анонсировала начало судебного процесса над беглым экс-президентом Виктором Януковичем по обвинению в государственной измене. Об этом на брифинге заявили Генеральный прокурор Юрий Луценко и военный прокурор Руслан Кравченко. Януковичу инкриминируют сразу несколько тяжких преступлений против государства и народа Украины, собственно - государственную измену, пособничество в умышленных действиях направленных против изменения конституционного строя и государственных границ, а также пособничество в агрессивных действиях РФ против Украины.

Досудебное следствие по данному делу длилось не один месяц, за время которого, по словам ГПУ, было собрано множество доказательств вины экс-президента: видео и аудио записи, вещественные доки, свидетельства причастных лиц. Дело - беспрецедентное и громкое – впервые в Украине судят по статье за госизмену, еще и всенародно избранного «лидера». Власти обещают открытый и публичный суд по всей строгости закона.

https://youtu.be/u_IQ2NbPmCw

Попробуем разобраться, станет ли процесс очередным политическим шоу «под заказ» или это будет реальное судебное разбирательство на высшем государственном уровне, с соблюдением прав обеих сторон. Хватит ли политической воли у власти и достаточно ли правовых оснований, чтобы доказать вину Януковича? Если дело дойдет до обвинительного приговора, что это даст Украине? Сможет ли государство привлечь экс-президента к реальной ответственности, учитывая его нахождение за пределами страны и нежелание возвращаться? Вернет ли страна украденные Януковичем при бегстве деньги?

Вопросов, как видим, очень много. Понятно, что в подобном деле разграничить политику и законность будет непросто, обвинить должностное лицо высокого ранга в подобном преступлении без существенных доказательств – чистой воды политика и может трактоваться как преследование по политическим мотивам. Чтобы доказать государственную измену, нужны неопровержимые доказательства.

Начнем с того, что обратимся к букве закона – что понимается под государственной изменой и в каких случаях она применима в нашей стране. Статья 111 Уголовного кодекса трактует госизмену как преднамеренные умышленные действия граждан Украины против суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической и информационной безопасности Украины, а также как сговор с иностранными гражданами, организациями или государствами для причинения умышленного вреда Украине. Под эту статью подпадает и шпионство, переход на сторону врага в условиях военного состояния или вооруженного конфликта, предоставление помощи иностранным гражданам и государствам в организации и проведении подрывной деятельности против Украины.

Надо отдать должное ГПУ, доказательства инкриминируемых действий Януковича имеются на руках и опровергнуть их будет не просто. Речь идет об официальном письме от 1 марта 2014 года к президенту Путину с просьбой ввести российские войска в Украину. Не просто письмо, а документ, наличие которого признали на камеру и сам экс-президент, и Владимир Путин, и бывший представитель РФ в ООН Виталий Чуркин, и представитель Совета Федерации А. Клишас, о чем свидетельствуют видеоматериалы, предоставленные генпрокуратурой. Примечательно, что Россия, как и предполагалось, официально отрицает и наличие этого документа в принципе, и его использование для формальной легализации ввода своих войск в Украину, что является очередной неприкрытой ложью. В этом деле можно было бы многое опровергать, чем собственно и занимается российская сторона, однако как опровергнуть признание самого Путина? А признание Чуркина на заседании совета ООН? Как быть с тем фактом, что именно на это письмо Путин опирался в своей речи, тем самым легализуя право военных действий за пределами России? Как быть с документами, которые это подтверждают? Немного отвлекаясь от темы, можно только представить, как сейчас потеют советники Кремля…

Можно предположить, что РФ заявит о смонтированном видео, о вырванном контексте, о неправильных трактовках и прочих манипуляциях, и займется очередной политической перебранкой и информационными атаками на Украину. Однако, от этого аргументы против менее значимыми не становятся. Что же, подождем реакцию РФ. Есть уверенность, что на этот раз у кремля не получится выбить почву из под ног у следствия и свести все к очередным политическим разборкам. Однако не стоит забывать, российские спецслужбы играют грязно и дело может повернуться самым неожиданным образом. Надо помнить об этом.

Как сообщает генпрокуратура, это не единственное доказательство вины Януковича, все материалы по делу будут рассмотрены в ходе судебного следствия. Здесь немного остановимся на политической воли нашей власти, ведь слить громкое дело для украинского политикума – это обычное дело. А создать такого рода прецедент криминального преследования означает прямые риски для всех без исключения чиновников наивысшего уровня. Учитывая, как процесс пущен в ход, можем говорить, что на этот раз политической воли довести дело до ума хватит. Сторонники экс-президента утратили былое влияние внутри страны, что с одной стороны, является большим плюсом, так как это дает возможность беспрепятственно или с небольшим сопротивлением искать доказательства виновности беглого президента. С другой стороны, этот же фактор является и минусом, потому как многие сторонники могли бы лично проходить по делу в качестве соучастников или свидетелей, будь они в Украине. Но, не будем забегать сильно наперед, предоставим выполнять свою работу генпрокуратуре, построить безапелляционное обвинение и выиграть дело в ее компетенции.

Вернемся к правовым основаниям, которые на наш взгляд, могут влиять на весь исход дела. По мнению Юрия Луценко, законных оснований достаточно для вынесения обвинительного приговора. Но, учитывая фактическое отсутствие Януковича в Украине, судить экс-президента будут заочно. Что это означает? Это означает, что судебное разбирательство будет проходить в рамках действующих уголовного и уголовно-процессуального кодексов, предусматривающих возможность осуждения лица, фактически отсутствующего на территории государства, при сохранении основных прав подсудимого на защиту и доказательство невиновности. К слову, практика заочного уголовного преследования используется в ряде европейских стран и не противоречит Европейской конвенции о защите прав человека. Основной посыл такого преследования – неотвратимость уголовной ответственности за преступления. Что ж, справедливо.

Однако есть опасения, что заочный суд в украинской практике – отличный прецедент для политического давления на оппонентов. Напомним также, что применение этой нормы УПК потребовало принятие Радой скоропалительных правок к Кодексу, что, по мнению экспертов, заполитизировано под конкретный случай с экс-президентом и его окружением.

Здесь сложно спорить, ведь даже формально процессуальные права обвиняемого несколько ограничены, ввиду фактического его отсутствия. В нашем случае с Януковичем, последний сознательно скрывается от следствия в Украине, таким образом он добровольно отказывается от полноценного участия и всех предусмотренных законом возможностей для своего оправдания. Именно такой аргумент и приводит ГП. Что ж, в этом аспекте многое будет зависеть от самой доказательной базы вины. Также многое будет зависеть и от линии защиты. В частности, эксперты считают, что заочный судебный процесс даст ряд возможностей адвокатам экс-президента обжаловать многие процессуальные нормы ввиду фактического отсутствия состязательности в процессе.

Существуют и другие правовые проволочки, которые могут затормозить весь судебный процесс и повлиять на обвинительный приговор, с чем еще предстоит разобраться и Генпрокуратуре, и Верховной раде, чтобы исключить возможность оспорить обвинение из-за так называемого избирательного правосудия. Это – отдельная тема разговора.

Что даст Украине осуждение Виктора Януковича? Ряд преимуществ мы получим, в большей мере политического и имиджевого характера. В первую очередь, это – легитимация статус-кво и окончательная точка в вопросе государственного переворота и захвата власти незаконно, в коем Украину обвиняет РФ и беглый президент. Во-вторых, открытый и прозрачный судебный процесс по делу государственной измены – это показатель зрелости нашей страны и всей правовой системы. Это также и открытость украинской политической элиты к новым вызовам, открытость к ответственности за принятые решения и проводимую политику. Это и фактор укрепления отношений с международными партнерами. Разоблачение лжи России и беглых фигурантов дела – важный прецедент для последующих судебных процессов и уголовных тяжб.

Что ж – осуждение Виктора Януковича и правда может стать новой вехой в украинском правосудии и позволить перевернуть действительно позорную страницу в истории независимой Украины. Это оптимистичный вариант. А чего же ждать фактически? Какой справедливости ждать украинскому народу и всем пострадавшим в этом деле? Как измерить степень вины, когда речь идет о человеческих судьбах? Это риторические вопросы, отвечать на них нам предстоит еще не одно десятилетие. Что же касается наказания, то формально, Украина и ее народ имеет право на возмещение материального и морального вреда. 40 миллиардов долларов прямого ущерба, тысячи погибших, миллионы вынужденных переселенцев, разрушенная инфраструктура, временно утерянные территории... Это бесконечный список. Конфискация имущества, тюремное заключение, возмещение убытков и прочие санкции – все это имеет место быть на бумаге. Обязать – обяжут, а вот исполнить на практике – пожалуй, самый сложный и открытый вопрос.

Мария Гелюх