19 апреля Украина одержала первую победу в иске против РФ в Международном Суде ООН в Гааге. Пусть маленькую и не в той мере, на которую рассчитывала, но все же победу. Речь идет об удовлетворении прошения о применении временных мер относительно прекращения притеснений крымско-татарского и украинского народа в оккупированном Крыму. Суд принял во внимание доводы нашей стороны о том, что с момента аннексии полуострова Россией в 2014 году захватчики практикуют массовые идеологические чистки среди крымских татар и этнических украинцев, проводят незаконные обыски и аресты, имеют место никем не расследуемые исчезновения и убийства людей по национальному признаку, закрываются по языковому принципу школы, СМИ, общественные организации притесняемых групп.
Также это решение, как считает Уполномоченный Президента по делам крымско-татарского народа Мустафа Джемилев, будет большой моральной поддержкой для крымско-татарского населения полуострова. Другой вопрос, будет ли Россия выполнять решение Суда, пока что остается открытым. Откровенно говоря, сомнительно. Но уже сейчас можно сказать, что в дальнейшем Украина обязательно использует этот правовой прецедент для последующих разбирательств и привлечения к ответственности режима Путина и конкретных должностных лиц за преступления против человека.
https://youtu.be/DPhctzQv38k
Еще одно прошение украинской стороны, а именно – применение временных мер против РФ за нарушение Конвенции по борьбе с финансированием терроризма Международный Суд ООН, к сожалению, отклонил. Мотивируя это тем, что Украина не предоставила достаточную доказательную базу для положительного ответа в ее пользу. В частности, Суд не увидел в материалах нашей стороны аргументации преднамеренных действий РФ, когда был сбит малазийский Боинг, велись обстрелы жилых кварталов Краматорска и Мариуполя, расстрел пассажирского автобуса возле Волновахи, к чему апеллировала Украина в иске. То же самое касается обязательства контроля границ и прекращения поставок вооружения и финансирования незаконных военных группировок со стороны РФ – доказательств для применения предупредительных временных мер оказалось недостаточно. Хотя, как и в первом случае, Суд признал за собой юрисдикцию рассмотрения этого аспекта дела. Что также важно, потому что до изучения дела по существу у Украины есть время и неплохие шансы доработать слабые места обвинения и обеспечить иск необходимой расширенной доказательной базой.
Большой минус в том, что РФ ничто не мешает продолжать свою гибридную войну против Украины, оплачивать услуги террористов и уничтожать мирное население и инфраструктуру нашей страны, грабить украинские предприятия на неподконтрольных территориях. Правда, с иском и решениями Суда ООН, какими бы они ни были, это не связано, ибо для России, как известно, авторитетов нет. В любом случае, какую бы линию поведения не выбрали наши ответчики, игнорировать Гаагские решения или прислушаться к ним, Украине в стратегическом смысле это на пользу. В первом случае как дополнительные доказательства нарушения упомянутых конвенций и прав человека, а во втором – прекращение эскалации конфликта на Востоке.
Сделать упор на усовершенствование доказательной базы непосредственного и преднамеренного финансирования Россией терроризма у нас на родине важно еще и потому, чтобы в будущем мы могли претендовать на возмещение убытков, связанных с агрессией Кремля. Пока что этот вопрос остается нерешенным и крайне сложным. Это очень длительные по времени разбирательства и космические по масштабам суммы денег, и надо понимать, что Суд будет предельно внимательным ко всем деталям, в том числе и к возможному терроризму против своего населения со стороны Украины в этом конфликте.
Среди других важных постановлений – обязательство для обеих сторон придерживаться Минских договоренностей февраля 2015 года в полной мере и сделать все для мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Этот вопрос, по мнению зампреда МИД Елены Зеркаль, Суд решил поднять самостоятельно, опираясь на «логику Украины относительно совместимости судебного процесса и Минского процесса». Дальше на повестке дня – определение судьями дат слушаний по иску Украины против России, о чем станет известно в мае 2017 года.
И Президент Порошенко, и дипломаты МИДа, и юристы-международники оценивают решения Гаагского Суда ООН оптимистично и многообещающе. А Председатель Меджлиса Чубаров считает процесс началом для будущего Трибунала над российскими первыми лицами во главе с Путиным. Впереди еще , в правовой плоскости и «в полях» и возможно – годы судебных прений. Свалить намертво вцепившийся в трон путинский режим будет непросто и не так скоро, как бы того хотелось, однако первый гвоздик в обуздание дикой и беспринципной агрессии против Украины мы в кремлевский «ящик» все же вогнали.
Мария Гелюх